До обретения собственного помещения владелица галереи Марина Гончаренко заметно выступила на 2-й Московской бьеннале с выставкой над этажами основного проекта в недостроенной башне «Федерация», а в недостроенном помещении ЦУМа — с «Одиссеей таракана» Йоко Оно, которую спонсировал представляемый ею фонд «Русский век».
Первый проект «Через картину» был посвящен многообразию ее современных трансформаций, но если работы нынешней выставки чем-то и объединены, то, скорее всего, особым вниманием художников к самим себе. Петер Циммерманн обрабатывает собственные старые работы, Майкл Лин наносит на разные поверхности узоры из воспоминаний своего тайваньского детства, Никита Алексеев подкупает исключительно лирическими, глубоко персональными образами и воспоминаниями, и не было еще видео, где Бьорн Мельхус не выступал главным и единственным персонажем, и неважно, что их может быть до десятка штук. Пресс-релиз же лаконично сообщает о единой для всех «ярко выраженной визуальности».
Это утверждение абсолютно справедливо в отношении живущего в Париже тайваньского художника японского происхождения Майкла Лина, который уже одной биографией воплощает слияние Востока и Запада.
Его экзотический, азиатский поп-арт цветочного орнамента традиционного тайваньского ситца не только стремится к «западным» покупателям, но и эффектно выходит за рамки общепринятых форм и размеров. На его работах в виде кресел и диванов можно посидеть-полежать, в виде ковров и пола – походить, в виде стула – снова посидеть, в виде бугристого стола – полазать, а виде теннисного корта – сыграть пару сетов под гавайским солнцем над Музеем современного искусства гавайского города Гонолулу. По остроумной идее критика Катрин Беккер, все эти в высшей степени прикладные качества должны импонировать «западному» зрителю, который слишком привык к искусству на вертикальных стенах и раз сам смотрит его стоя, то амбициозно сливается с «культурной осью». Однако в проекте обоев, сделанном специально для GMG, красные цветочки постеснялись нарушить границы и остались на той же вертикальной стене. Они остались фоном только для фрагментов розовых бутонов на синей поверхности картин Майкла Лина и решили не распространяться по стене дальше, чтобы, к примеру, захватить живопись Николая Филатова, ветерана движения московских сквотов. Он изобразил искажающие помехи поверх типичных кадров из спортивных телепередач. А цветные кубики, которые сыплются из фигуриста на льду, дополнительно выражают иронию в отношении хрестоматийных догматов «высокого искусства» - в данном случае это кубизм.
Вторым по ярко выраженной визуальности можно назвать Петера Циммерманна, который ищет свои ранние работы в интернете, безжалостно обрабатывает эти картинки в фотошопе, наносит новые контуры на холст и заливает их цветной эпоксидной смолой. По блестящим красно-сине-зеленым копиям совершенно невозможно восстановить оригинал, и они сами становятся художественным товаром.
На третьем месте располагается известный немецкий видеохудожник Бьорн Мельхус, часто предстающий в образе странных андрогинов-телеведущих, на худой конец – японской школьницей в канонической матроске, черной юбке и белых гольфах. Однако весь этот маскарад только усиливает серьезность таких тем, как невозможность достичь понимания других или самого себя.
«Зритель смущен» — это самый популярный отзыв о его работах.
Представленный в GMG видеотриптих «Плач» в особенности смущал американцев на гастролях по Соединенным Штатам. Мельхус переоделся в пару одинаковых телевизионных проповедников, которые сначала честно предупреждают, что в темном пространстве появляется некая сила, а затем, сливаясь с ритмом техно-музыки, начитывают призыв к зрителю осознать, что же он все-таки видит. Демонстрация этой работы в Москве означает, возможно, что здесь есть социальное предупреждение и нашим краям.
Особняком смотрятся одни из самых лучших работ на выставке, которые, случайно или нет, оказались черно-белыми. Во-первых, это серия «Предсмертные рисунки» Никиты Алексеева. Вопреки мрачному названию рисунки появились после того, как Никита чуть было не бросил занятия искусством. Легендарный художник, основатель движения «Апт-арт» (квартирное искусство), стоявший у истоков круга московских концептуалистов и на передовой сумасшедших и революционных 80-х, к началу тысячелетия с головой погрузился в культурную журналистику, но в 2001-м начал создавать по рисунку в день. Так накопилось около двух тысяч работ, каждой из которых поставили оценку друзья-искусствоведы и критики. В зависимости от баллов рисунки продавались на аукционе 2003 года с невиданным разбросом цен от $5 до $500.
Но, конечно, ушли не все, и теперь сценки покрывают две стены GMG.
Вторым выдающимся нецветным проектом смотрятся три огромных черных прямоугольника фотографий Анатолия Журавлева «Мечта», «Иллюзия» и «Реальность». В центре каждого из них можно обнаружить крошечную черно-белую картинку — раздвинувшую ноги порно-модель или электрический стул. Черный триптих выглядит как инверсия предыдущих экспериментов Журавлева с крошечными квадратными фотографиями, из которых складывались как бы висящие перед стеной слова и формы. У Анатолия Журавлева, который продолжает кураторское сотрудничество с владелицей галереи, также много экспозиционных идей на будущее. Ведь GMG – это совсем молодая галерея, новая в ряду тех, которые за последние годы были открыты обеспеченными супругами. Но в отличие от остальных, ее создали параллельно с собственным фондом, и, наверное, когда-нибудь она все-таки позволит себе стать конкурентом эстетически выверенных программ того же фонда «Современный город».