Тихой сапой в великий и могучий вкралось новое богатое слово – «новеллизация». Про экранизации мы знали давно, а вот обратный процесс был нам неведом вплоть до наступления новых времен.
Зато ныне написание книг по мотивам очередного блокбастера цветет пышным цветом. Издатели давно смекнули, что кино – это лучший «паровоз», посему, похоже, уже нет ни одного громкого кинофильма, который не вышел бы у нас в твердой обложке. Первым на промышленные рельсы процесс поставили сотрудники издательства «Амфора», издающего популярную книжную серию под незатейливым названием «Смотрим фильм – читаем книгу», которое язвительные читатели уже сократили до «Смотрим в книгу…». Мы же ехидничать не станем, хотя бы потому, что новеллизация, как и любое живое явление, весьма неоднородна. И в той же самой серии, наряду с ударниками халтурного труда, сдающими работу «на вес», отметились и серьезные авторы вроде Андрея Лазарчука или Елены Хаецкой, которые полный шит писать просто не умеют.
Лучшим подтверждением неоднозначности «новеллизаторов» служат три книжные новинки, явно испеченные издателями к выходу громких кинопремьер. При этом ни одна из них новеллизацией в строгом смысле не является.
Первая новинка – это книга с двойным названием и четырехглавым «коллективным Мольером» в качестве автора.
Она называется «День радио. День выборов», а в качестве автора значится «Комический театр «Квартет И»». Знающие люди, впрочем, мгновенно растолкуют вам, что под звучным псевдонимом спрятались не четверо, а трое, это, перефразируя Огурцова, «уменьшенный квартет» — Леонид Барац, Ростислав Хаит и Сергей Петрейков. Именно они и написали эти две пьесы, вот уже больше шести лет собирающие аншлаги в театральных залах, а ныне – и в кинотеатрах.
Выпустить сборник пьес сегодня может только безумец, но издательство «Гаятри» извиняют несколько обстоятельств. Во-первых, вышеуказанная премьера, к которой грех не прицепиться. Во-вторых, и в пьесах, и в фильме шутки иногда сыплются с такой частотой, что добрая половина зрителей не успевает «быстрым разумом», и им печатная версия оказывается, как нельзя, кстати. Наконец-то можно в спокойной обстановке ознакомиться с полным списком деяний команды радийщиков, которые сначала устраивают музыкальный марафон в поддержку гибнущих на судне «Доктор наук профессор Шверценгольд» редких животных, а потом отправляется в предвыборный тур, чтобы откусить 5-10% у проходного кандидата. Ну и наконец, сама книга – такой же разнузданный капустник, как и спектакли «Квартета И», и кроме пьес там обретается множество бонусов. Начиная с традиционных рекомендаций властителей дум на задней странице обложки вроде: «Никогда ничего не слышал об этой постановке, но лучше, чем по подворотням портвейн распивать», Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»; и заканчивая щедро рассыпанными по полям новостными сообщениями типа
«Короткое сообщение из Уфы. Оказывается, местные уфологии, в отличие от уфологов, живущих в других городах, являются еще и краеведами».
Рыдайте, КВНщики. Кстати, тексты песен из спектаклей в книге тоже есть, поэтому их автора, лидера «Несчастного случая» Алексея Кортнева, вполне можно посчитать за четвертого автора. Пазл сложился, квартет реабилитирован.
«День выборов» большинство потенциальных читателей новинки уже успели посмотреть, чего нельзя сказать о премьере этой недели – историческом блокбастере Владимира Хотиненко «1612». Это событие культурной жизни также не осталось без внимания издателей. Даже без повышенного внимания — на прилавках практически одновременно оказались две книги с этим названием.
Первая, за авторством Дмитрия Евдокимова – классическое надувательство фраеров ушастых. Под обложкой с иконописными ликами Михаила Пореченкова в никелированном шеломе и Марата Башарова в меховой шапке стиля «Мономах» прячется совсем не то, что ожидается. А именно – не имеющий ни малейшего отношения к фильму исторический роман, который, как заверяет аннотация, «современный писатель Д. Евдокимов писал почти полвека». Сколько годков рукопись романа валялась в издательстве, пока о ней не вспомнили в связи с госзаказом Владислава Суркова, история умалчивает. В девичестве книга наверняка звалась как-нибудь вроде «Пресветлый князь Дмитрий Пожарский», поскольку роман представляет собой беллетризованную биографию этого деятеля российской истории. Если бы не шулерский маркетинг, то и ругань поднимать не стоило бы. Вполне себе типичный представитель практически вымершего племени традиционных, чтобы не сказать «кондовых», отечественных исторических романов. С непременными бармами, сулейками и ферязями в неимоверных количествах, и информационно насыщенными диалогами в стиле «а вот еще интересная информация, но я так и не придумал, как ее по-другому вставить в текст».
Что действительно порадовало – так это «лицензионный» продукт Арифа Алиева с длинным названием «1612: Хроники Смутного времени. Лето господне 7120 от сотворения света».
Известный российский сценарист на удивление не ограничился минималистским «причесыванием» сценария под книжный формат, а написал на его основе полноценную книгу. Не случайно «Амфора» роман пустила не в напрашивающейся «киношной», а во вполне серьезной серии «Читать [модно]».
Это и впрямь не новеллизация, а редкий гость в наших палестинах – авантюрный исторический роман на отечественном материале, написанный не только знающим, но и умелым автором. Автором, знающим, как совместить атмосферу того времени и увлекательный сюжет. Умеющим самое сложное – держать баланс между историчностью и доступностью, не запугивающим читателя ендовами и епанчами, но и не сваливающимся в реплики «Не парься, Андрюха!», как это сделал Хотиненко в фильме.
Книга получилась на порядок достовернее фильма.
До сих пор список авторов, успешно работающих в жанре авантюрного романа на историческом материале, исчерпывался Б. Акуниным. На это сравнение наверняка обидятся оба, но другую точку опоры современная русская беллетристика просто не предоставляет. Впрочем, надеяться на расширение этого лаконичного списка было бы несколько наивно – гонорары сценаристов не сравнить с роялти от книжных продаж. И роман почитать все-таки рекомендуем.
Даже посмотревшим картину. Дело в том, что версия «1612» для кинопроката представляет собой своеобразный дайджест будущего телесериала. Причем дайджест, нарезанный по живому, а сшитый примерно с тем же изяществом, с каким доктор Франкенштейн собрал лицо своего монстра. Книга же снимет львиную долю недоумения относительно ляпов и смысловых провалов. По крайней мере, не будете гадать, почему Ксения Годунова берет у столпника два нательных крестика.
Комический театр «Квартет И». День радио. День выборов.– М.: Гаятри, 2007.
Евдокимов Д. 1612 год. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
Алиев А. 1612: Хроники Смутного времени. Лето господне 7120 от сотворения света. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007.