В новом здании Музея личных коллекций – с балконами, роялем, модным атриумом, лестницами, разнообразными дверками, ведущими, к примеру, в буфет, и блестящим кафелем, который уборщице предписывается протирать тряпкой раз в десять минут, открылась фотовыставка лучшего мужчины-танцора в мире Михаила Барышникова.
На открытии с балкона прочитали стихи Бродского, сыграли на рояле, а затем Ирине Антоновой, директору ГМИИ, торжественно вручили альбом. Однако это не помогло. Михаил Барышников опять не приехал в Россию. «Вообще, это очень таинственная история, — сказал «Газете.Ru» Александр фон Буш, куратор Фонда Михаила Барышникова в Нью-Йорке. — Hикто не знает, почему он не едет».
Танцовщик покинул родину в июне 1970-го во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто, отказавшись возвращаться. Причем, как говорит, не из политических, а артистических соображений. И тут же сделал блестящую, хотя и вполне ожидаемую карьеру. Станцевал множество ведущих партий в классических и современных балетах, как хореограф поставил «Щелкунчика» и «Дон Кихота», поработал с Джорджем Баланчиным, возглавил American Ballet Theatre и в итоге совместно с хореографом Марком Моррисом основал коллектив White Oak Dance Project, просуществовавший тринадцать лет. Попутно родил ребенка от Джессики Ланж, заимел бурный, но недолгий роман с Лайзой Миннелли и подружился с Ричардом Аведоном, благодаря которому понял, что помимо танцев можно еще заниматься фотографией.
Кстати говоря, откровенный и экспрессивный черно-белый портрет Аведона, сделанный Барышниковым незадолго до смерти великого фотохудожника, — лучшее, что есть на выставке в «Личных коллекциях».
Всего же фотографий 30. С одной стороны, немного, а с другой – достаточно вспомнить, что Барышников, к примеру, принципиально не разговаривает с русскими журналистами. И даже, как говорят, в свое время отказался от настойчивых приглашений заведовать Большим театром. Такой человек. А с третьей стороны, с видимым удовольствием целый сезон играет в «Сексе в большом городе» любовника Керри.
Причем Керри от Барышникова в итоге сбегает.
Самое приятное на выставке — это отсутствие авторского пафоса, изобилие которого наблюдается по соседству. В главном здании ГМИИ сейчас проходит выставка «Скрипка Энгра» — живопись и графика людей, прославившихся в других областях. Примечательны слова, которыми некоторые из них объясняют свои не самые интересные в плане изобразительного творчества работы. Михаил не таков, хотя занимается фотографией вот уже лет двадцать и к собственной реализации относится серьезно. Правда, серьезность относится в первую очередь к балетным делам.
А как фотохудожника балет интересует его в последнюю очередь. Да и то в виде либо прихотливо изогнутой женской спины, либо вытянутой, как принято у балетных, лодыжки. Хотя танцевальная пластика присутствует априори почти в любой фотографии. Сюжеты просты. Спящий ребенок, ребенок, надевший взрослую шляпу, Мария и Иосиф Бродские, вид на Париж, костер, тарелка с авокадо, тарелка с огурцами, пшеничное поле. Единственное условие, которое Барышников поставил перед устроителями выставки, — вход на нее должен быть доступен для всех желающих. До Москвы выставка с большим успехом прошла в Санкт-Петербурге. Далее проследует в Ригу, родной город Михаила.
Из всего этого можно сделать вывод, что на нас, простых соотечественников, танцовщик зла не держит. Как трогательно сознались в музее,
«выставка продлится до января, и у нас есть тайная мысль: может быть, в один из январских дней Барышников посетит ее. Пусть даже инкогнито, пусть в темных очках, пусть никто его не увидит».