Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Выборы: прогноз будет ошибочным

Провалы прогнозов результатов выборов на базе опросов общественного мнения стали обычными с 1993 года. Всякий раз происходит нечто непредсказанное, для чего задним числом ищутся объяснения. Ситуация парадоксальна: обоснованные прогнозы не сбываются, а сбывающиеся — необоснованны.

Выдвигаются разные объяснения такой ситуации. Многие адресованы к факторам, которые заведомо лежат вне сферы анализа: сложность переходного общества, неадекватность электората, манипуляция избирателями, фальсификации результатов выборов. Среди обсуждаемых причин ошибок почти нет такой, как методика опросов.

Нет лучшего способа проверить качество опросов общественного мнения, нежели выборы: ошибки заметны сразу. Цена таких ошибок для профессионалов и общественности (должна быть) чрезвычайно велика. Поэтому следовало бы ожидать, что ошибки будут анализироваться очень тщательно, с выдвижением, обсуждением и проверкой всех возможных объяснений причин таких ошибок. Но так ли это? Все ли гипотезы, объясняющие хронические дефекты опросных прогнозов, выдвинуты? Все ли причины рассмотрены? Ведь если у таких ошибок есть определенная причина, то это означает дефектность и недостоверность всех построений, основанных на опросах общественного мнения, в том числе и коммерческих, связанных с рекламой и т. п.

Среди причин ошибки прогнозов пока не фигурирует одна существенная причина расхождений. Эту гипотезу можно явно и аккуратно сформулировать, при желании — проверить. Она не является капитуляцией, вроде приписывания электорату голосования наперекор собственному, высказанному в опросе мнению. Она исходит из предпосылки, что именно прогноз выборов — самый эффективный способ проверить качество сети опросов. Наконец, эта гипотеза ориентирована на объяснение лишь некоторой части ошибки и заведомо не исключает иных причин.

Гипотеза выдвигается в рамках профессиональной научной и экспертной компетенции автора и состоит в том, что опросы общественного мнения пространственно нерепрезентативны.

Налицо серьезное различие данных опросов и результатов выборов. А ведь выборы можно считать своего рода предъявлением генеральной совокупности. Тогда имеет место заметное и существенное различие выборки и генеральной совокупности. Совокупность и выборка не совпадают структурно, как должны, а различны. Если это так, то выборка неполно (неверно) отображает генеральную совокупность и потому нерепрезентативна.

Есть основания полагать, что структура выборки опросов общественного мнения не репрезентативна именно в пространственном отношении.

Сколько известно, сети выборки разных социологических служб методически близки или даже еще и сходны (нам знакомы сети ВЦИОМа и ФОМа). Тогда надо предположить: именно структура выборки порождает систематическую ошибку, как ее породило бы систематическое игнорирование, скажем, одной трети возрастов респондентов.

Характер расхождения социологических данных и результатов для нескольких выборов имеет общие черты. Эффект «неожиданного» всплеска голосования за «новую силу» (рушащий прогнозы) распределен территориально неравномерно и неслучайно: он сконцентрирован в определенных местах. Несколько раз сюрпризом оказывалось голосование на Дальнем Востоке, территории несложной и достаточно известной. Различие же данных прогнозов и выборов столь велико, что стоит говорить о явной неполноте охвата, даже об искажении картины. По нашей экспертной оценке, игнорируется порядка трети населения. Игнорируется опросами — но голосует. Подчеркнем: неохваченное население локализовано и приурочено к территориям конкретных типов.

Сомнительна сама территориальная структура выборок опросов. Страна неоднородна и ее дифференциация сложна. Прежние и новые социально-экономические и культурные различия велики. При этом пространственная дифференциация страны имеет четкие и ясные закономерности. И эти закономерности довольно хорошо изучены. При конструировании же сети опросов пространственная дифференциация населения в основном сводится к 11 социально-экономическим районам РФ (или 7 федеральным округам), различиям между регионами — субъектами федерации, различиям сельской местности и городов и городов по людности (численности населения), разнице между регионами и национальными регионами («автономиями»), отчасти еще и дифференциации территории регионов по простейшему варианту схемы «центр — периферия». (Эти же аспекты используются и при интерпретации данных опросов.)

Это вполне резонные основания, но они недостаточны. Территориальная дифференциация не может быть сколь-нибудь полно представлена таким образом. Есть реально существующие типы территорий и поселений, которые игнорируются, как и вообще реальная дифференциация территорий, не сводимая к официальным учетным типам.

За счет избирателей «исчезающих» типов территорий и возникает общая систематическая ошибка.

Приведем примеры. Не учитываются очень специфичные (но не уникальные) закрытые города (ЗАТО) и подобные им территории, где живут миллионы. Эти территории малодоступны общественности, но они имеют точные открытые доступные аналоги. Иной пример — дальняя периферия страны вроде Камчатки. Общественное умонастроение не раз радикализировалось именно на этих типах территорий. Так, Арзамас-16 (Саров) и Камчатка голосовали в 1993 году за ЛДПР и коммунистов, что якобы трудно было предвидеть, хотя трудно было этого просто не видеть, в чем автор убедился, ведя полевые исследования в этих регионах.

Еще весомее игнорирование таких типов территорий, как внутренняя периферия и т. н. «вторые города» (Братск, Сургут, Череповец, Тольятти и т. п.). Эти типы территорий по численности населения нигде не преобладают, но зато представлены в очень многих регионах. Это уже десятки миллионов жителей, и они не представлены в выборке или представлены непропорционально мало.

Обычно утверждения о наличии явных дефектов в сети опросов сотрудниками социологических служб не оспариваются, но приводятся два аргумента, объясняющие их причины и указывающие на невозможность исправления. Во-первых, существуют ограничения на объем выборки, что приводит к ее недостаточной детальности. Это, казалось бы, резонное утверждение совершенно неверно. Сети выборки содержат столь много «дублей» (напр. Воронеж и Липецк — для Центрально-Черноземного района, Самара и Саратов — для Поволжья в сети ВЦИОМа), что размер сети можно было бы даже сократить, увеличив при этом ее репрезентативность. Во-вторых, утверждается, что в силу тех же (и ресурсных — затраты на опросы) ограничений есть заведомо труднодоступные для опросов территории. Однако труднодоступные места, как и любые территории, могут быть репрезентированы иными (более доступными) правильно определенными территориями. Смысл разработки сети выборки и состоит в том, чтобы одни места замещали многие другие, а в правильности замещения и состоит главный критерий качества сети.

Проблема не в детальности и стоимости сети, проблема в точности. Узловой район крупного города содержит территориальные группы, которые репрезентируют подавляющее большинство населения страны. Дело только за тем, чтобы их выделить и правильно установить аналогии (корректно сформулировать для территорий отношение репрезентации). Аналоги всех существенных территорий страны есть не так далеко даже от Москвы.

Указания на ограничения сети по величине и ресурсные ограничения — просто отговорки, а дело состоит в непонимании и незнании пространства России.

Моя гипотеза и состоит в том, что пространство страны неадекватно представлено при опросах общественного мнения не зависимо от размера выборки.

Чрезвычайно важно обсудить и проверить эту проблему — провести экспертизу пространственной структуры сети выборки. Если говорить без экивоков, то придется предположить, что «сообщество опросов» проявляет признаки профессиональной безответственности, следствием чего и оказывается пространственная невменяемость.

Сейчас, накануне очередных выборов, я дам прогноз:
1) опросы общественного мнения не дадут приемлемого прогноза итогов выборов, между прогнозом и результатами будет явное расхождение (ошибка);
2) это расхождение будет резко неравномерно распределено по территории страны;
3) размещение этого расхождения будет вполне закономерно: зоны максимального расхождения будут конкретными и уже известными типами территорий, не представленными или неполно представленными в сети опросов.

Автор — ведущий сотрудник Института национальной системы экономики

Новости и материалы
Армия Израиля взяла под контроль 600 квадратных километров территории на юге Сирии
В Иркутской области мигрант шантажировал школьницу фото и едва не изнасиловал
Половину дома участника СВО в Челябинске разнесло из-за взрыва неисправной печи
Ученые научились лечить зубы рыбам
В России заочно приговорили к колонии бельгийского наемника
Карпин: думать в наше время противопоказано
Путин утвердил кредитные каникулы для мобилизованных на следующий год
В Госдуме ответили на возмущение Байдена ударом ВС РФ по Украине
На Урале упавшей в колодец школьнице выплатят компенсацию
За распространение онлайн-рекламы придется платить в российский бюджет
В РФ появился учебник ОБЖ, в котором называют жертв причиной насилия
O'KEY Group объявила о продаже бизнеса в России
Беспилотники ВСУ попытались атаковать российскую нефтеперекачивающую станцию
Мужчина сбросил 61 килограмм после того, как его не пустили покататься на аттракционе
Медведев высказался против этноанклавов из семей мигрантов
Гарри Бардин об обществе России: «Рабское превалирует над чувством собственного достоинства»
На ЗАЭС опровергли данные о повышении уровня радиации в Энергодаре
В России ужесточили требования к рекламе кредитов
Все новости