За последние годы я прочитала штук пять полновесных концепций о том, как нам преобразовать ВВЦ. Несколько бюджетов среднероссийского городка ушли только на разработку проектов реставрации, реконструкции, сохранения уникального памятника советской эпохи. Менялись руководители и акционеры, приходили и уходили потенциальные инвесторы, шашлычников сменяли хачапурщики. Ничего не помогало, выставочный центр разрушался на глазах: сгорел павильон «Ветеринария», заменен новоделом ресторан «Лебедь»,
задолго до последнего Майдана затрещал по швам павильон «Украина» — и как тут не поверить в приметы.
И вот наконец решение найдено: надо ВВЦ переименовать обратно в ВДНХ.
«Знаете, о чем я мечтаю, — поделился 1 апреля с РИА «Новости» смелыми замыслами глава столичного департамента культуры Сергей Капков. — Чтобы павильон «Космос» и другие — «Газ», «Нефть» — заняли госкорпорации, которые являются наследниками советской империи. То есть, например, компании «Роснефть», «Газпром» сделали в павильонах ВДНХ экспозиции и использовали эти пространства как научно-культурно-общественные кластеры».
Не знаю, шутил ли Капков, но звучат его слова скорее грустно: получается, после 15 лет стабильности и вставания с колен наше народное хозяйство не может похвастаться ничем другим, кроме графиков добычи нефти и газа. Но кто же будет тогда содержать другие 70 с лишним павильонов с названиями «Мясная промышленность», «Лесное хозяйство», «Рыболовство», «Овцеводство», «Пчеловодство», «Цветоводство», «Лен, конопля и другие лубяные культуры», наконец?
С одной стороны, выставка достижений нефти и газа, конечно, будет правдиво отражать положение дел в стране, с другой — жители и гости столицы вряд ли валом повалят изучать тонкости нефтедобычи.
При этом на одно только переименование ВВЦ обратно в ВДНХ уйдет еще какое-то количество денег, которые можно было потратить, скажем, на починку того же павильона «Украина». Но, боюсь, его скорее переименуют в «Крым», чем отреставрируют.
Выставка достижений практически разрушенного народного хозяйства, телеграфное агентство несуществующей страны, нормы готовности к труду и зачем-то к обороне, хотя на нас вроде никто не нападал... Чиновники и политики наперегонки, будто соревнуясь в игре «знай и люби СССР», вспоминают аббревиатуры и приметы ушедшей эпохи.
Вот только Советский Союз — это не только ТАСС, ВДНХ, ГТО и примкнувший к нам Крым с «Артеком», который вновь предлагают превратить в лагерь для школьных передовиков. А в первую очередь — недра, принадлежащие народу.
Те самые нефть, газ, никель, кругляк и другое сырье, продажей которого последние четверть века живет страна, а еще лучше живут ее отдельные представители, непосредственно припавшие к этим недрам. И если уж власть с готовностью поддерживает ностальгию значительной части граждан страны по Советскому Союзу, то не пора ли вернуть в Конституцию исчезнувшее из нее вместе с распадом СССР положение о том, что «недра принадлежат народу»?
Интересно, если этот вопрос вынести на общероссийский референдум, что ответит сплоченный пропрезидентский электорат? Но не вынесут — во всех смыслах этого слова. К тому же на этот провокационный вопрос уже дал упреждающий ответ режиссер Станислав Говорухин, который возглавлял предвыборный штаб Владимира Путина на последних выборах президента. В брошюре «101 вопрос начальнику штаба» — видимо, избиратели все же интересовались базисными вещами — он сообщил, что крупнейшие нефтегазовые компании принадлежат государству, а прибыль от них поступает в бюджет. Следовательно, нефтегазовый сектор принадлежит народу, и потому никакие изменения в структуре собственности не нужны. То, что недра России — это еще и металлы, и леса, и многое другое находящееся в частной собственности, в том числе в той же нефтегазовой отрасли, режиссер из своей картины справедливого устройства РФ вырезал.
В СССР, если уж вспоминать все по-честному, эти самые «народные недра» до поры до времени позволяли не только наращивать гонку вооружений, но и гарантировать определенный соцпакет: бесплатные медицину с образованием, пенсии, на которые в те годы можно было более-менее достойно жить, копеечные общественный транспорт и ЖКХ.
Уверена, ностальгирующие по советской эпохе припомнят еще немало плюсов (о минусах, которые, на мой взгляд, их с лихвой перевешивают, отдельный большой разговор), но этот соцпакет вернуть сегодня уже невозможно. Экономика не позволит. Куда проще вернуть советские аббревиатуры — пустые обертки от давно съеденных конфет.
Полноценное путешествие в прошлое чревато не только для владельцев недр, но и для всех, кто приватизировал квартиры и дачные участки — для подавляющего населения страны это сегодня чуть ли не единственная ценность, доставшаяся им во время раздела собственности страны. В СССР, как известно, частной собственности не было, только личная: две куртки кожаных, два магнитофона отечественных, все, что нажито непосильным трудом… Все ли аплодирующие сегодня новой «холодной войне» и с восторгом встречающие советизацию образа жизни, готовы к такой постановке вопроса?
Мои дальние родственники живут в небольшом приморском городке Краснодарского края. Муж с женой, два сына, трое внуков. 20-летними завербовались и всю жизнь отработали на норильских стройках. Сложили на сберкнижку больше 20 тыс. руб., что в советские годы было почти богатством: на пенсии хотели жить как люди. Деньги сгорели в эпоху реформ практически подчистую. Контейнер, который вез нехитрое личное имущество с севера на юг в лихие 90-е, разграбили. За последние 15 лет в этом приморском городке один за другим закрылись три градообразующих предприятия: рыбоперерабатывающий комбинат, бондарный завод (тара без рыбы никому не нужна) и трикотажная фабрика — китайские товары дешевле. Из работы в наличии лишь обслуживание небогатых туристов, которым Черное море не по карману, а Азовское еще можно потянуть: таксоперевозки, сдача жилья внаем, продажа на берегу домашнего вина да горячей кукурузы.
«Мы до слез рады, что Крым наш», — искренне говорят они мне сегодня по телефону, насмотревшись телевизора (до старта летнего сезона делать там больше практически нечего), и у меня не хватает решимости вступать с ними в полемику. Я задала только один вопрос: не лучше ли было на те деньги, что Краснодарский край отправил в помощь братскому Крыму, возродить в их городке рыбоперерабатывающий комбинат, дать людям работу? «Да что ты, — засмеялись на том конце трубки, — у нас в администрации такие бандиты засели, что разворуют все подчистую, сколько ни давай. У них уже и море все поделено давно, даже браконьерить, прости господи, негде. Только мелочь на удочку и ловим. Так что лучше поможем братскому народу».
В общем, большой привет павильону «Рыболовство». Сегодня в нем, кстати, на площади 8500 квадратных метров работает ресторан «Пять морей». На сайте ресторана с гордостью сообщается, что среди его постоянных клиентов такие компании, как Газпромбанк, «Ростелеком» и другие.