«Красноярские депутаты» рискуют стать таким же мемом, как «британские ученые». Последние, как известно, являются синонимом исследователей, работающих над абсолютно безумными, не представляющими никакой практической ценности проектами. Ну, например, британские ученые выяснили, что 9 из 10 божьих коровок Лондона болеют грибковыми венерическими заболеваниями, что утки любят дождь, а коты думают, что человек — это большой кот и так далее…
А красноярские депутаты довели до безумного совершенства парламентскую работу над бюджетом, на последней сессии перед отпуском приняв решение повысить зарплату вдвое себе любимым. Было сто тысяч — станет двести. В этой новости, растиражированной на всю страну, прекрасно все — и то, что сразу вдвое (ну, а чего мелочиться), и то, что только депутатам и госслужащим (аргумент — на всех бюджетников края денег все равно бы не хватило).
Граждане в ответ привычно откликнулись непечатным словом (синоним — совсем обнаглели). Но мне кажется, дело не только в этом. Обнаглели — это когда люди понимают, что поступают вызывающе неправильно, но плевать хотели на мнение окружающих. А тут губернатор края чуть не со слезой вступился за решение депутатов — дескать, «зарплата госслужащих в Красноярском крае одна из самых низких в России, вообще в России таких зарплат уже почти нет». Правда, средняя зарплата в крае не дотягивает и до 40 тысяч, но это уже детали.
Губернатор искренне рад, что хотя бы у госслужащих вверенного ему края она, наконец, станет не самой низкой в России.
Такое впечатление, что в стране оформились разные виды гомо сапиенс. То есть внешне представители власти и представители народа еще похожи друг на друга, но на деле давно потеряли не только общий язык, но и общие представления о мере вещей и понятий. Прямо как коты и утки — жертвы исследований британских ученых. Кот никогда не сможет понять утку, которая предпочитает проводить большую часть жизни в холодной воде, хотя оба любят свежую рыбу.
Именно эта потеря общих оценок — что такое мало и много, стыдно и достойно, хорошо и плохо — превращает жизнь в стране в скверный анекдот.
Вот спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, кажется, искренне решила вникнуть в проблемы студенчества. Их, этих проблем, очень много — не зря именно студенты в первых рядах граждан, убегающих из России. В частности, у них маленькие стипендии, которых не хватает даже на оплату общежитий, да и самих общежитий не хватает...
Сенатора волнуют проблемы утечки мозгов. И она предлагает для начала хотя бы отказаться от студенческих общежитий.
«Само слово «общежитие» дискредитировало себя за годы советской власти… В общежитии человек становится «рабом ситуации» — он не может его продать, взять ипотеку, купить себе квартиру», — справедливо негодует Матвиенко. Есть много других вариантов, говорит она: молодежные кооперативы, дома с квартирами-студиями для молодых семей и студентов. Такую жилплощадь следует передавать в собственность студентам за небольшую плату: «Пусть это 50 квадратных метров, но для начала это неплохо. Потом он заработает, эти метры продаст или вложит и улучшит свои жилищные условия».
Вот это «50 метров для начала неплохо» — тоже из мира, где коты разговаривают с утками.
Двушка в 50 метров — предел мечтаний большинства молодых и не очень молодых семей в России, ради которой они впрягаются в двадцатилетнюю ипотеку. А там уже дети подрастают, начиная мечтать хотя бы о студии в 20 метров. Примерно о такой, которую прославил еще один российский чиновник Игорь Шувалов со своим бессмертным: «Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье».
Если честно, это совсем не смешно. Ни капельки. Известный французский анекдот «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» сегодня звучит в России так: «Если не хватает мест в общежитиях, пусть для начала поживут хотя бы в 50-метровой квартирке».
Очень хочется верить, что я несправедлива и у спикера Совфеда есть реальная программа, как обеспечить студентов 50-метровыми квартирами «для начала». Причем не через 50 лет, когда в силу естественных причин она уже не сможет объяснить, почему опять ничего не получилось. Тогда хотелось бы подробностей.
Впрочем, иногда подробности начальственных соображений вызывают не меньшую оторопь.
Вот глава жилищного комитета из Санкт-Петербурга недавно обрадовал народ расчетами, что «любая семья может за семь лет накопить на квартиру площадью 54 квадратных метра». Я, конечно, сразу полезла читать чудесный рецепт.
Итак, расчеты чиновника таковы. Следите за цифрами. Средняя зарплата в Петербурге, по официальным данным, около 42 тысяч рублей. То есть семья из двух человек (совокупный доход — 84 тысячи), по расчетам чиновника, вполне может откладывать ежемесячно по 62 тысячи рублей. И, таким образом, за семь лет накопить пять с лишним миллионов, что и соответствует цене квартиры в 54 квадратных метра.
Почему откладывать надо именно по 62 тысячи, более-менее понятно — для того, чтобы чиновник мог заявить, что любая семья может за семь лет накопить на питерскую квартиру. Но вот как семье прожить семь лет на оставшиеся 22 тысячи в месяц, жилищный начальник не рассказал. Хотя всю эту долгую семилетку им надо будет где-то жить, что-то есть, пользоваться общественным транспортом. Даже если не учиться, не лечиться, не путешествовать, не развлекаться и еще много всяких «не».
Не могу знать, каков доход у этого инициативного питерского госслужащего, но то, что он никогда не жил на 11 тысяч в месяц — очевидно. Неудивительно, что обычные люди воспринимают подобные заявления как изощренное издевательство. А сами чиновники никак не могут понять, что же они не так сделали или сказали. Ведь они же хотят как лучше.
Впрочем, отсутствие общего языка — еще полбеды. Хуже, что эти коты-чиновники пишут законы и принимают решения, по которым приходится жить уткам.
При таком состоянии вещей впору вводить в перечень профессий новую специальность — межкастовый переводчик-реалист.
И внедрять их во все госслужбы страны. Чтобы эти переводчики рассказывали чиновникам, давно оторвавшимся от реальности, что большая часть людей в стране живет меньше чем на 30 тысяч рублей в месяц, поэтому не надо предлагать им откладывать в месяц по 62 тысячи.
Что совет премьер-министра учителям идти в бизнес, если нужен доход побольше, малоприменим сегодня на большей территории страны. Просто потому, что малый бизнес и в больших-то городах уже практически задушен, а в маленьких ограничен привокзальным рынком да сельским магазином, но там все учителя и врачи никак работу не найдут.
Что слова главы Совфеда о 50-метровой квартире «для начала» в стране, где десятки тысяч людей еще живут в бараках, выглядят, мягко говоря, непрофессионально.
Конечно, в некоторых других странах подобный отрыв от реальности карается оглушительным провалом на ближайших выборах. Но в нашей ситуации привлечение толмачей выглядит куда более надежным способом. Хотя и к нему, боюсь, не прибегнут. Просто потому, что коты газет, в которых пишут для уток, не читают. Им вполне хватает отчетов соцслужб о том, что народ всем доволен, живет с каждым днем все богаче и мечтает только об одном: чтобы госслужащим не забывали повышать зарплату.
Правда, с каждым днем все страшнее представить, что будет, когда эти параллельные миры вдруг столкнутся.