Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Избранникам народа

Телекритик

У Государственной думы не было ни одного гимна, да вдруг появилось сразу два. Первый из них озвучил Максим Галкин в программе «Господин хороший» на «Дожде» (организация включена Минюстом в список иноагентов). Лицо телеканала «Россия» предстало в непривычном и для самого «лица», и для зрителей облике веселого оппозиционера. Поэтические шероховатости с лихвой искупались отменным вокалом (гимн на мотив «Дубинушки» Галкин пропел «под Шаляпина»), уморительно смешным исполнением, снайперским попаданием в образ.

Второй гимн противоположен первому как ирония — пафосу, главному строительному материалу данного сочинения. Он прозвучал в Госдуме накануне Дня России в исполнении Кобзона. Думские обитатели встретили творение образца 1906 года равнодушным вставанием и тусклыми лицами, на фоне которых еще заметней стало большое количество пустых кресел. И только один человек был в восторге от песни песней – Сергей Нарышкин, спикер ГД. Он назвал гимн «даром выдающихся деятелей русской культуры». Ничего не могу сказать про композитора Александра Глазунова, а вот про поэта Николая Соколова могу: он цензор Санкт-Петербургского цензурного комитета и явно не самый одаренный поэт.

Нарышкин полагает, что «возвышенный текст напоминает нам о неразрывной связи с нашим прошлым», — и тут он абсолютно прав. Цензор в роли автора гимна – это такая неразрывная связь с прошлым, что оторопь берет.

Не только с прошлым, но и с настоящим. Сергей Михалков, выдержавший испытание четырьмя гимнами, тремя политическими режимами, семью генсеками, хоть официально и не цензор, но в душе — чистый Соколов.

России решительно не везло на гимны. Исключение составляет разве что «Боже, царя храни» в варианте Василия Жуковского. Все остальное имеет отношение не к поэзии, а к беспримесной графомании. Но даже на столь благодатном фоне стихи Соколова выделяются своей неуклюжестью и нескладностью. Замшелые архаизмы вроде «вольной волюшки желанной», «днесь свободная земля», «да воспрянет к новой жизни» в сегодняшнем контексте выглядят едва ли не пародией.

Кстати, современники оценили гимн весьма скептически – после роспуска Первой думы о нем забыли, казалось бы, навеки. Сам Соколов через полтора года после написания данного текста «в состоянии умопомрачения», как гласят источники, отравился уксусной эссенцией и тотчас скончался. Зато благодарные потомки не дремлют. Раскопали гимн, освежили, приправили Кобзоном — и вот уже готов подарок парламентариев народу. Подарок вызывает разве что недоумение: с какой стати «всем избранникам народа Русь челом бьет до земли»? Что такого великого совершили избранники за последнее время, увенчанное неустанной борьбой с геями, сиротами и неправительственными организациями?

Все-таки Россия — страна слов. Слова здесь важнее дел.

Неслучайно литература в нашем отечестве время от времени приобретала статус параллельной власти. Спектр тех представителей политического Олимпа, которые баловались буковками, чрезвычайно пестр – от бурной императрицы Екатерины II до застенчивого гэкачеписта Лукьянова, он же поэт Осенев. В наши дни наблюдается расцвет чиновничьего творчества. При Ельцине, если не ошибаюсь, вирши сочинял только Примаков. При Путине поэтический цех пополнился целым созвездием: Сергей Лавров, Олег Морозов, Владислав Сурков, Алексей Улюкаев, Борис Грызлов, Джахан Поллыева. Кремлевские – народ упорный. Поллыевой удалось даже подвинуть Цветаеву: в первой «Иронии судьбы» звучат стихи Марины, а во второй – Джахан.

Зачем же, спрашивается, при столь мощном литературном потенциале пользоваться услугами несчастного цензора Соколова? Лучше бы обратились к Суркову. Он талантливый, безработный, не понаслышке знает суть отечественного парламентаризма — ему и карты в руки.

Сегодня все властные структуры лихорадочно ищут врагов извне, забывая замечательную русскую поговорку: ищи не в селе, а в себе. В огромной Госдуме с ее деятелями культуры и просто деятелями должен был обнаружиться хоть один человек, который бы сказал, что в третьем тысячелетии невозможен гимн Соколова. Другое время, другой парламент, другой набор ценностей. Да и вообще знаком и символом законодательного органа (как, впрочем, и любого другого) по определению не может быть крайне бездарное произведение.

Гимн Соколова «Избранникам народа» с его велеречивыми словесами вряд ли приживется. Зато наверняка приживется гимн Галкина: «Эх, Госдумушка, ухнем! Что бы умного еще сказать, подумай, подумай над суммой». И запомнить легче, и по смыслу точней.

Новости и материалы
В зоне СВО ликвидировали одного из лучших украинских летчиков
Бритни Спирс показала опухшую сломанную ногу, которую не лечит
«Краснодар» одолел «Сочи» и сохранил шансы на победу в РПЛ
Прилепин объяснил молчание Маккартни о трагедии в «Крокусе»
Червиченко: Джикия найдет себе место в хорошей команде РПЛ
В Минсельхозе исключили нехватку кисломолочной продукции в России
Появилось видео удара ВС РФ по логистическому центру ВСУ под Одессой
Оксана Самойлова в неоновом боди приняла участие в веломарафоне
Филипп Киркоров решил возобновить бизнес на фоне ликвидации фирмы
Британский боксер объяснил, почему Фьюри проиграет Усику
Девушка Тимати показала спорткар для собаки за 45 тысяч рублей
«С очень некрасивым концом»: Анна Калашникова о Шаляпине после расставания
Легенда «Локомотива» заявил, что Джикия нужен команде
В минобороны Украины объяснили процесс вручения повесток
В «Крыльях Советов» признали слабость «Зенита»
Израиль и ХАМАС пристановили переговоры по обмену пленными
Ведущий «Модного приговора» назвал мужским трендом цвет, на который всегда делают наценку
Разведка Китая раскрыла шпионаж в космическом секторе
Все новости