Видео с маленькой девочкой, которая от обиды на родителей собирается в Африку, где дети голодают, собрало более двух миллионов просмотров.
Папа, снявший свою очаровательную крошку, сообщил, что видео не было предназначено для публики, его выложила в сеть бабушка, рассчитывающая всего-навсего поделиться им с подругами. Впрочем, раз уж так вышло, папа решил продолжать публикации и представил новую запись, на которой сообщает дочери, что умилившийся намерениями крошки дядя – посол африканской страны Сьерра-Леоне приглашает ее в гости.
Папа пытался увлечь дочь рассказами о том, как они будут помогать голодающим деткам, но девочка отреагировала холодновато, разве что идея испечь торт вместе с мамой воодушевила на минуту маленькую Даниэлу. Но репортаж об этой истории уже показали по телевидению, напечатали заметки в газетах. Так что папа теперь ведет регулярный блог, где помимо домашнего видео, на котором Данечка читает стихи Пушкина на фоне нарядных фотообоев, выложены и ссылки на телесюжет о посещении праздника независимости Сьерра-Леоне в посольстве. «В архивах родителей еще десятки удивительных роликов. Интернет ждет новых выступлений маленькой звезды», — сообщают журналисты.
Спонтанные детские реакции, запечатленные родственниками, имеют популярность у широкой публики.
Есть специальные сборники всякого рода смешных историй, из которых самой дикой для меня была сцена с внезапно выскочившей из коробки механической игрушкой, от которой малыш резко шарахнулся и заплакал, зато взрослые за кадром очень смеялись.
Летом 2014 года весь интернет наблюдал тщетные усилия мальчика, который никак не мог выучить стихотворение «Травка зеленеет, ласточка летит…», и до бесконечности повторял за сестрой непослушные строчки. Поискав в сети, я увидела, что сегодня у этого видео более 6 миллионов просмотров.
Очень нравится публике и когда совсем маленький ребенок матерится, не понимая, ни что он произносит, ни почему окружающих это так радует — зато миллион просмотров.
Благодаря социальным сетям и мобильным видеокамерам таких примеров становится все больше и больше. Тонны мусора навсегда тонут в интернете, но вдруг кто-то становится настоящей звездой, видео с его «номером» распространяется вирусоподобно, и, глядишь, семье обеспечено уже не 15 минут славы, а вполне приличный ресурс для рекламной раскрутки.
Трехлетняя Катя, живущая в Одессе, давно является центром семейного бизнеса. Выпуски канала Miss Katy, в которых девочка играет, ходит на прогулки и между делом рекламирует детские вещи, приносит родителям неплохую прибыль.
Интернет предлагает множество вариантов для монетизации обаяния собственного ребенка, но далеко не каждый умилительный малыш возносится на вершину популярности.
Пророчество Энди Уорхола о том, что «в будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут», не у всех срабатывает. Каждый может, но не каждому повезет. Эффект популярности того или иного ролика невозможно предсказать, социальные сети внезапно выхватывают какой-то сюжет, и вот — машину посла Сьерра-Леоне к подъезду.
Важно здесь одно обстоятельство: выигрывает не лучший, а везучий. Тот, кому улыбнулась фортуна. Нет закономерности, нет воздаяния по заслугам. Случайный успех в социальных сетях провоцирует и соблазняет, вдохновляя новое поколение родителей, привыкших к визуальной откровенности, буквально охотиться за спонтанными проявлениями своих крошек, а порой и провоцировать их реакции.
Социальные сети сделали частные, приватные моменты достоянием широкой публики.
Палки для селфи превратили личную жизнь подростков в постоянный видеоотчет, адресатами которого могут стать как три одноклассника, так и толпа незнакомых людей — как повезет. Мир становится открытым, граница между частным и общественным почти рухнула, интимное легко может превратиться в публичное, по воле обладателей или против их желания, случайный разговор с собственным ребенком становится предметом обсуждения сотен тысяч пользователей сетей.
Когда-то вокруг первого реалити-шоу «За стеклом» публицисты ломали копья, обсуждая, насколько прилично обнажать домашние будни, а участники первые три дня даже стеснялись сходить в душ. Сейчас обитатели «Дома 2» демонстрируют в эфире почти все, правда, с тех пор российские каналы уже не ведут онлайн-трансляции — есть редакторы.
Общественное око привыкло заглядывать в дома и постели, съемки скрытой камерой больше не вызывают даже тени скандала.
Частная жизнь, столь тщательно охраняемая прежде, теперь перестала быть закрытой. Конечно, тактика поведения в таких случаях может быть разной, кто-то, напротив, всячески избегает публичности, но те, кто сам предлагает за собой подглядывать, очевидно, в тренде.
Однако дети пока не могут выбирать. Демонстрация их прелести или тупости, забавных капризов или искренних переживаний — выбор родителей. Взрослый человек может скрыть свои эмоции и поступки, а может сообщить на весь мир о своих переживаниях. Ребенок в этом смысле совершенно лишен выбора.
В том самом видео с Африкой девочка в какой-то момент просит папу не снимать, стереть все, но папа продолжает фиксировать забавные сентенции дочки, считая, что оно того стоит, что ребенок все равно «ничего не понимает». Ребенок, между прочим, со временем вырастает. И став постарше, может вовсе не обрадоваться тому, что в юном возрасте его жизнь стала объектом праздного любопытства.
Вопрос о границе между частным и общественным становится очень сложным. Есть случаи, когда возмущались родители, обнаружив в интернете видео с праздников в детском саду или дней рождения, в которых их дети были запечатлены заодно, например, с героем торжества. Мама или папа гордо выложили свою съемку, не обсудив ее с другими родителями, за что и были подвергнуты осуждению.
Торговля детским обаянием — бизнес не новый.
Многие родители живут на заработки детей в рекламе, дети участвуют в конкурсах красоты, выступают на официальных презентациях. Родителям не возбраняется использовать своих отпрысков, зарабатывая порой вовсе не детские деньги. Но это все же сознательная практика, попадающая под нормы правового регулирования.
В соцсетях родители совершенно ничем не ограничены. Мы сталкиваемся с новой реальностью, логика которой пока не вполне понятна. Вряд ли тут поможет ювенальная юстиция или надзорные органы, регламентация поведения в соцсетях тоже не работает, дым дырочку найдет, желание получить одобрение или другое поощрение от общества — слишком сильный соблазн.
После множества просмотров и всяческих ми-ми-ми гордый папа Данечки получил на свою голову ушат помоев от обитателей фейсбука. Папу осуждали за то, что он, вместо того чтобы пожалеть и обнять дочку, снимает ее на телефон, да еще задает провоцирующие вопросы.
Впрочем, нашлись защитники, которые отметили, что провоцирует как раз дочка, а папа умело пресекает ее манипуляции, заставляя задумываться о своих действиях. В общем, папе пришлось оправдываться тем, что дочь, дескать, прекрасно понимает все про факт съемки и сознательно работает на камеру.
Но комментаторы уже увлеклись вопросами воспитания, дефицита родительской любви и защитой интересов ребенка, продемонстрировав столь очевидное смягчение нравов, что воспоминания о собственном детстве некоторых родителей казались сценами из фильма ужасов.
Так что, возможно, как раз эффект полной открытости сработает во благо: например, во времена Реформации в Голландии ввели обычай не занавешивать окна. Любой прохожий, любопытствующий горожанин мог заглянуть через окно к соседу и посмотреть, что у него происходит на кухне или в гостиной. Сделано это было сознательно — граждане таким образом демонстрировали соседям, что живут по правилам, достойно, честно и опрятно. До сих пор шторы у голландцев редкость, люди доброжелательны, а степень безопасности и уровень жизни выше среднего в Европе.