Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Постные мысли

В основном все христианские народы отметили Великий праздник Пасхи неделю назад, а российским православным (а также сербским и грузинским) еще целый месяц ждать мгновения, когда отворятся алтарные врата и спасенный человек радостно сможет возгласить: «Христос воскрес».

Этот отдельный от прочего христианского мира печальный месяц нынче как-то слишком наглядно обозначает наш особый путь.

В этом году Пасху бывшие советские люди будут отмечать 1 мая, в День международной солидарности трудящихся. Между прочим, именно 1 мая стал первым официальным праздником новой советской республики, его впервые отметили уже в 1918 году — митингами и парадами на Ходынском поле. Раздувая мировой пожар, российские террористы из центрального комитета РСДРП были уверены, что являются первопроходцами, прокладывают путь всему человечеству, начинают прорыв к неслыханному счастью, преображению земного шара.

А тридцать лет назад праздничная первомайская демонстрация в Киеве, участников которой через неделю после пожара на Чернобыльской АЭС никто не решился предупредить об опасности, символически завершила этот амбициозный проект.

Мутанты революционного взрыва, мы, бывшие советские люди, передаем следующим поколениям наследуемые признаки, ставшие настолько привычными, что мы их даже не замечаем.

Мышление российского гражданина сформировалось чрезмерно упрощенно благодаря массированной пропаганде, к которой население приучают вот уже второе столетие.

Как известно, чтобы лозунг был усвоен значительным количеством людей, он должен быть простым и понятным. Черное против белого, белое против красного. А вот желто-голубое и сине-зеленое — это уже сложно. Принцип должен быть простым, как в детских играх про войну: с одной стороны наши, с другой — не наши, то есть фашисты. Фашисты — плохие, наши — хорошие, ничего лишнего.

Еще одной особенностью, связанной с постоянной идеологической обработкой, является повышенная идеалистичность, мечтательность советского человека. С одной стороны, он легко верит в скорое, быстрое и счастливое будущее, которое наступит по воле партии и правительства, по мановению волшебной палочки, по воле Божьей, но главное — без собственных усилий. Исследовать реальность, изучать житейские обстоятельства считается в связи с этим совершенно излишним. Само все сложится. Вот построим коммунизм, капитализм, заживем как в Европе, похороним Европу, будут на Марсе яблони цвести, а вместо тундры станут тропики...

Так же легко наш человек впадает в панику и видит столь же тотальное, но при этом печальное будущее. Опять же, никак не связанное с его реальностью, жизненным опытом, практикой. При этом идеализации подвергаются все поставленные цели: если полученный результат недостаточно идеален, имеет ряд недостатков и дефектов, то наступает столь же тотальная депрессия, и он аннулируется полностью и бесповоротно.

Еще одним признаком совка внутри россиянина является полная гражданская пассивность.

Над этим качеством, надо сказать, тоже работали всерьез, поколение за поколением наказывая за проявленную инициативу, самостоятельность и дерзновенность. Наказывали тотально, всеми способами — от исключения из пионеров до расстрела. Когда смягчили идеологические прессинги, остались экономические. Результат ошарашивает. Единственной мощной мотивацией остаются базовые потребности, да и то у индивидов с сильным темпераментом: их желанию урвать, захапать, загрести, отжать нечего противопоставить. Те, кто лишен этой спасительной агрессивности, смиренно ждут милости от управдома: а что мы можем, от нас ничего не зависит, все равно все сделают, как захотят.

Благодаря столь ловко устроившемуся сознанию дорогие россияне отлично проводят время, не напрягаясь. Да, обещанная когда-то промышленная революция обернулась тем, что производство в стране почти свернуто: автомобиль сделать не можем, телефон не получается, с телевизорами не справляемся, да что там телевизор, кинопленку нормальную изготовить помешало плановое хозяйство. Но ведь и производительность труда у нас ниже европейской чуть ли не в четыре раза. В среднем, конечно. Потому что отдельные энтузиасты работают раз в десять эффективнее. Но система не на них ориентируется.

Культурная революция тоже не радует результатами.

Даже в области балета мы уже не впереди планеты всей.

Израсходовав грандиозный, но весьма достойный задел XIX века уже в двадцатые-тридцатые годы, русская культура все успешней погружается в зону маргинальности, не обогащая мировое сообщество ни искусством, ни навыками, ни наукой.

Но вместо того, чтобы признать собственную отсталость, взять себя в руки и начать прилежно и истово учиться, ветхий совок внутри россиянина хватается за оружие и начинает им бряцать, угрожать и в конечном итоге торговать.

Но не все, что привнесла в нас советская власть, оказалось прочным.

Бывшие революционные интернационалисты, идею равенства и братства народов мы усвоили хуже всего, естественный шовинизм гордо обнажился одним из первых. Нынешний гражданин России считает естественным приоритет титульной нации, лишь иногда ответственные лица по должности произносят слова о многонациональном государстве. На частном уровне мы всех этих «чурок нерусских» как-то не очень…

Пусть таджики-узбеки метут наш мусор, строят наши дома, нянчат наших детей. То, что при этом они получают гроши, спят вповалку в норах, их бьют в полиции, никто не оказывает медицинскую и правовую помощь, это нормально. Это нас не волнует.

Нас волнует, что в Европе ужасные арабы начинают приставать к женщинам, воровать велосипеды, пачкать сортиры. Ну и взрывать в буквальном и переносном смысле тот порядок, которые мы так ценим в чужих комфортабельных странах. А европейцев, которые почему-то считают, что должны лечить, учить и кормить тех людей, за счет которых в том числе были построены их бывшие колониальные державы, где сейчас так чисто и уютно, наш внутренний совок считает кретинами. Тоже мне, комплекс вины, ответственность за человечество. По-нашему, если уж выпало счастье жить хорошо — так сапогом в морду всякому, кто покушается…

У нас же «Роснефть», «Газпром» или РЖД никогда не пойдут на снижение вознаграждений топ-менеджерам, не так ли? И Дума не откажется от бесплатного медицинского обслуживания, с чего бы? И пенсию бывшим депутатам сохранят, а у не бывших никогда депутатами и отобрать можно, не баре — денег на индексацию-то нет, а прожиточный минимум понизим, чего там.

В общем, Великий пост — он же не для похудения, а для покаяния. И если в этом году другие христиане уже неделю как празднуют, а мы еще месяц как наказанные, то, может, хоть сейчас подумаем над тем, как изжить в себе ветхого советского человека? С Божьей, разумеется, помощью.

Новости и материалы
Мост с грузовиками рухнул на севере Бразилии
Ученые показали редкую земноводную мышь, недавно открытую в Перу
В Швейцарии опровергли информацию о подготовке второго «саммита мира»
Экс-тренер сборной России нашел виновника неудач «Авангарда»
Рогов сообщил, что Украина направила спецгруппу ЦИПсО в Запорожскую область
Президент Панамы оценил идею вернуть канал в собственность США
В Пулково пассажиров массово высаживают из самолетов
Большой театр анонсировал Новогодний гала-концерт
Пушков прокомментировал борьбу Трампа с «трансгендерным лунатизмом»
Орбитальные взрывы помогли ученым раскрыть секрет северных сияний
Орбан заявил, что ситуация вокруг конфликта на Украине изменилась
Российская компания попросила перенести сроки поставок дронов по госзаказу
Израиль сообщил о ликвидации участника движения ХАМАС в гуманитарной зоне
В Тульской области мужчина попытался поджечь отдел полиции
Встречу Путина и Фицо сочли наказанием для Украины
На Западе признали превосходство России над НАТО
В Петербурге шесть человек пострадали в ДТП у пешеходного переход
Появились кадры с места массового ДТП на юге Москвы
Все новости