В Приморском сафари-парке тигр по имени Амур подружился со своим ужином — козлом Тимуром. Ну, вы уже знаете эту историю: после того как тигр признал в добыче личность, звери стали вместе захаживать в столовую (козел предпочитает компанию), совершать променад по заснеженным владениям и охранять друг друга в тихий час, который может стать неровен. Того и гляди начнут читать вслух Шопенгауэра или ходить на митинги.
На днях тигр Амур дал Тимуру уроки охоты. В наши времена это, конечно, дальновидно — хотя сотрудники парка больше не считают Тимура едой и даже помогают журналистам взять у козла интервью, невредно быть бдительным с теми, кто еще вчера называл тебя кормом. «Люди для него враги и хищники», — не скрывает своих наблюдений директор сафари, который теперь вообще очень внимательно относится к ситуации.
«Недавно, — говорит, — козел испытал психологический стресс».
Тигр, наоборот, успокоился и перестал скулить по ночам. В таблоидах инсинуации: а вдруг это не дружба двух мушкетеров в поисках третьего, а драма Рембо и Верлена? Эксперты, свидетели, опровержения. Комментарии встревоженных читателей. Страсти.
Вообще-то, к нам часто просачиваются новости из мира животных: то два пингвина вырастят младенца, брошенного пингвинихой-кукушкой, то замученная домашним насилием страусиха уйдет от мужа к косуле (в Тюмени недавно такое приключилось).
Про тигриные повадки все тоже были в курсе, нам еще Киплинг рассказал про межвидовое деловое партнерство, которое особенно хорошо складывается у Шерхана с шакалами. Знай себе доноси и льсти, льсти и доноси.
Да что там звери, вы вот на работу ходите, на переговорах бываете? Карьеру, может, в России делаете? Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк, а за ней воробушек прыг-прыг-прыг? Тут действует закон джунглей, киплинг-менеджмент, — если по внутреннему своему складу вы скорее травоядное, овца там или антилопа, вас быстренько сожрут. Весь мир таков, что и стесняться нечего.
Не согласны, спорите? Что-то слышали про гуманизм и корпоративную этику?
Вы лучше оглянитесь: вас, кажется, уже обглодали.
Звериные эти будни уж не заметны привыкшему глазу, рейтинги же доксериала про Амура и Тимура растут. Нам неясны финал и мотивы.
Директор сафари-парка уверен, что козел просто не знал, что хищников нужно бояться. Наверное, ему повезло, и старшие товарищи, в чьи обязанности входила передача сакральных знаний о традициях и опыте поколений, в тот момент уже представляли собой рога да копыта. Тимур и сам по себе оказался храбрецом, готовым рискнуть и увидеть в хищнике человека.
А тигр Амур пошел еще дальше — он проявил подлинную свободу воли. Преодолел инстинкты, отринул природу. Вырвался даже из социальных ожиданий — у него там половина сафари все еще в шоке.
Сказал нам всем, облизнувшись: можете не жрать ближнего, если не хотите.
Можете быть кем хотите, дружить с кем хотите, даже вон — с непуганым странным козлом. Ночевать, кстати, тоже можете с кем пожелаете. Охотиться. Гулять. Беседовать под луной о Декарте.
Вы вообще не обязаны быть животным. Можете, но не обязаны.