Судебная коллегия по административным делам Верховного суда отказалась удовлетворить жалобу трех жителей Ставрополья, оспаривавших запрет краевого правительства на ношение специальных мусульманских головных уборов – хиджабов — в школах. «Решение Ставропольского краевого суда о признании законным постановления правительства Ставропольского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения», — огласил решение судья Валентин Пирожков.
Это абсолютно соответствующее духу и букве закона решение, каковыми российская судебная система нас не балует.
Одиннадцать лет назад на всю Россию прогремела история трех жительниц города Нижнекамска, добивавшихся права фотографироваться в хиджабах на паспорта. Сначала жалобу женщин отклонил Вахитовский районный суд Казани. Потом, в августе 2002 года, Верховный суд Татарстана. Женщины обратились за помощью к тогдашнему президенту республики Минтимеру Шаймиеву и в Верховный суд. Свое желание они мотивировали тем, что, согласно положениям Корана, по достижении 13–14 лет «во избежание искушения мужчин» мусульманка всегда обязана закрывать открытые части тела, кроме лица и кистей рук. По законам ислама, без головного убора женщину могут видеть только муж и близкие родственники. Но Россия, по крайней мере официально, живет не по законам ислама, равно как и не по законам православного христианства, иудаизма, буддизма или язычества (хотя с последним можно и поспорить). И Верховный суд светского по Конституции государства Россия тогда дал женщинам право фотографироваться на светский документ в религиозных головных уборах.
Но в начале путинской эпохи государство не пыталось превратить так называемые традиционные религии в вульгарный инструмент агрессивной поддержки режима и борьбы с инакомыслящими. А теперь пытается. И это приводит к созданию новых искусственных очагов напряженности в обществе, заодно загоняя саму власть в опасную идеологическую ловушку.
Желая морально оправдать варварский приговор Pussy Riot, превратив мелкую выходку девушек в храме в основание для новой широкомасштабной политической инквизиции, власть сама открыла этот ящик Пандоры. Был принят не просто крайне трудно исполнимый, но прямо разжигающий в обществе рознь закон об оскорблении чувств верующих. Проблема даже не в том, что чувства верующих в светской стране защищаются законом, а чувства (или разум) атеистов и агностиков — нет. «Оскорбление чувств» — вообще не правовая категория. Ее нельзя регулировать писаными законами. Это примерно то же самое, как принять закон об уязвленном самолюбии. К слову, по той же причине нельзя принимать законов о запрете пропаганды чего бы то ни было. Потому что «пропаганда» — тоже не категория права. Можно запрещать лишь прямые призывы к насилию на межнациональной или религиозной почве и, естественно, сами насильственные действия.
Однако власти понадобилось скрепить свое царство так называемыми духовными скрепами. Найти, так сказать, высшее, божественное обоснование бессрочному правлению людей с низменными инстинктами в особо крупных размерах.
В результате 10 лет назад запрет на паспортные фото в хиджабах выглядел бы естественным решением светского государства. А в нынешнем контексте аналогичное решение запретить ношение хиджабов в школах запросто может быть истолковано как оскорбление чувств верующих: ведь само государство дало юридические основания усомниться в том, что живет по светским законам.
Применительно к той же Чечне вопрос о хиджабах в школах теперь в принципе не может контролироваться федеральными властями.
Ради собственной политической корысти наша власть сознательно посеяла в умах людей смуту по отношению к религии. Они теперь искренне не понимают, светское у нас государство или клерикальное. При этом Россия никогда не сможет стать православной империей или мусульманским халифатом даже в рамках этих судорожных попыток власти сохраниться любой ценой. Вводить религию в технологический инструментарий управления страной и официальную идеологию — прямой и короткий путь к физическому распаду.
Россия уцелела после двух революций в том числе потому, что не стала насильственно обращать все население в православную веру. Впрочем демографический тренд таков, что в обозримом будущем православным здесь как бы не пришлось сопротивляться обращению в ислам, если государство продолжит политику заигрывания с религиями.
Отношения с верой должны оставаться интимным делом каждого человека. Все, что обязано гарантировать государство, — свободу отправления религиозных культов. Никаких оскорблений чувств верующих с точки зрения светского государственного права не существует. Никаких хиджабов, ряс, тиар в светских школах и на паспортах.
Ну и, конечно, само государство должно научиться жить по законам: ведь люди прекрасно видят, как в нашей стране безбожно попирается светское право.