Никак российская валюта не может окрепнуть, все падает и падает. Вроде вот они — спасительные интервенции ЦБ, а рубль приподнимется и снова падает. Почему вдруг рубль дошел до такого состояния? Нам же говорят, что никаких фундаментальных причин для его падения нет.
Это неправда, неправда и еще раз неправда, что нет этих самых фундаментальных причин для ослабления рубля. Мне уже приходилось высказываться на эту тему в «Газете.Ru».
Самая главная фундаментальная причина — это макроэкономическая слабость России. Мы же не будем строить иллюзии, как это сегодня делают экономические ведомства, жонглируя десятыми долями процента туда-сюда в целях обоснования наметившегося, по их мнению, разворота к экономическому росту. Нет этого разворота, экономическая ситуация ухудшается. Российская экономика из быстроразвивающейся превратилась в медленно загибающуюся. Того и гляди, нас не сегодня-завтра из группы стран БРИКС попросят на выход (неформально уже, кстати, просят).
Так вот, вы можете себе представить слабую экономику и сильную национальную валюту? Нет, это невозможно.
Невозможно, что называется, по определению. Какие-то краткосрочные конъюнктурные колебания курса национальной валюты в целях корректности анализа мы здесь не рассматриваем. Точно так же невозможно представить и обратную ситуацию: сильную экономику и слабую национальную валюту. И это понятно, в общем-то, почему: это раньше крепость валюты обеспечивалась золотом или долларом, а сегодня настоящее обеспечение валюты — это сила экономики, ее эффективность.
Помимо слабеющей российской экономики как причины слабости рубля есть и другие факторы.
Огромный чистый отток капитала из России, даже по официальным оценкам превысивший в 2013 году 62 млрд доллара США, это также серьезная фундаментальная причина для ослабления рубля.
Есть и масштабные внешние причины, толкающие рубль вниз. Прежде всего это, конечно, решение Федеральной резервной системы США о сворачивании программы денежного стимулирования. Такие шаги, которые, заметим, долго откладывались, но в конце концов начали реализовываться, автоматически удорожают американский доллар. Соответственно, те же валюты развивающихся экономик начинают испытывать давление, и рубль здесь не является исключением.
Плюс все ближе «сланцевые перспективы» на мировом рынке энергоносителей, что также будет давить на цены на нефть. И это дополнительный мощный риск для российского рубля.
Ну хорошо, обо всем этом было известно и раньше, но рубль-то так не падал. Что изменилось в последнее время? Или нынешний обвал объясняется исключительно решениями ФРС? И здесь мы вновь должны говорить о внутренних факторах, которые опустили рубль.
Во-первых, власти почему-то решили, что рубль надо отпускать в свободное плавание. Как вы думаете, как рынки могли воспринять, к примеру, те же слова президента страны, сказанные на его недавней встрече со студентами МИФИ: «Чем более свободной будет российская валюта, тем в конечном итоге лучше»? Естественно, воспринято это было однозначно: рубль будет падать. Плюс масса подобного рода высказываний и уже некоторые соответствующие решения от чиновников рангом пониже. Реакция не замедлила себя ждать.
Давайте действительно разберемся: свободный курс национальной валюты — это благо или нет?
Можно согласиться, что экономика выиграет от такой абсолютной свободы, но это должна быть другая экономика, гораздо более институционально развитая. Это должна быть экономика, которая не зависит столь критично от мировых цен на нефть. Это должна быть экономика, из которой капитал не бежит во все возрастающих объемах. Это должна быть экономика с высоким уровнем доверия в ней и т.п. Всего этого нет в России сегодня. Да, вот так «почему-то» получилось, не смогли сформировать эти и другие необходимые условия для свободы курса национальной валюты. Но тогда неуклюжие попытки освободить рубль закончатся тем, что мы и наблюдаем в последнее время.
Во-вторых, и это тоже важное обстоятельство последнего времени, нервозность на банковском рынке тоже сыграла свою негативную роль в опускании рубля.
То, что сегодня происходит в банковской сфере, побуждает людей не только забирать деньги со своих депозитов, перекладывать их в госбанки, но и переводить рубли в наличную валюту. Это все тоже давит на рубль и вообще создает очень благоприятную основу для реализации девальвационных настроений.
Отсюда вывод: в ослаблении рубля очень значимую роль сыграла нынешняя политика властей, в том числе не к месту и не ко времени сказанные слова.
Ну и уж если заговорили о риторике, не могу не высказаться еще по одному поводу: о заявляемом сверху якобы благе для экономики от слабеющего рубля. Это тот самый случай, когда начинают говорить о безусловной выгоде отраслей, ориентированных на экспорт энергоносителей, а также об эффекте импортозамещения для обрабатывающих производств.
Конъюнктурно и в достаточно краткосрочном периоде какие-то предприятия сырьевого комплекса действительно могут получить определенные преимущества. Что же касается эффекта импортозамещения, то тут прежде всего вспоминают время после дефолта августа 1998 года. Вспоминать-то вспоминают, но забывают, что за прошедшие пятнадцать с лишним лет произошли важные изменения, которые необходимо учитывать при возложении надежд на эффект импортозамещения.
За эти годы наши внутренние цены росли гораздо быстрее по сравнению с аналогичными ценами за рубежом. Тот, кто имеет возможность выезжать за границу, уже относительно давно с сожалением констатировал: там в магазинах уже практически все и значительно дешевле. Так вот, если в результате девальвации рубля наши товары относительно подешевеют, сильно отличаться от импортных по цене они все равно не будут. Я не говорю пока о перспективе опускания рубля в три-четыре раза от нынешних уровней. К тому же необходимо учитывать, что многие сборочные производства обрабатывающих отраслей работают на импортных комплектующих.
Так что забудьте об этом эфемерном эффекте импортозамещения. Надо учитывать и то, что, как только приходит быстрая девальвация, начинаются инвестиционная и, хотя и в меньшей степени, потребительская паузы (цены-то растут!). Что это означает — всем понятно.
И где это благо от девальвации рубля?
Конечно, рубль был потенциально слабым, и это было понятно уже в прошлом году. Но чтобы он так быстро начал слабеть — это надо было постараться. ФРС? Что, опять Госдеп? Да нет, прежде всего сами постарались. Дисфункцию рубля лечить надо, а то он вообще никогда не поднимется. Но не будем совсем уж о грустном.