Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Кто пел в онлайне – в цирке не смеется»

О том, почему образование лучше передается воздушно-капельным путем

Ученый-политолог

Давайте разбираться. Есть ли жизнь после ковида? Есть. Если выживете. Есть ли жизнь после дистанта? А вот это как раз, как говорил классик, науке и вовсе никак не известно.

Итак, второй волной ковида натурального да неубиенного таки накрыло всю Евразию. Причем вполне уже планово, судя по шквалу сообщений из Азии о том, что вторая волна, как аллергия, случается со всеми и вроде как бы к этому за полгода можно даже подготовиться покоечно с соблюдением санитарных норм суверенитета и авторитета.

Школы и вузы, по сути, повторно закрыли на карантин, а учеников и учителей (местами и научных сотрудников) перевели на кнопочно-розеточную форму работы. И все это – несмотря на массовые, громкие и внятные крайне отрицательные отзывы учителей, учеников и этих вот, которые с ними всеми внезапно карантинят и крайне нерадиво предоставляют для просвещения отроков не только стол, стул и лампаду, но и средства личной связи для получения крупиц знания. Родителей.

Да-да, этих самых родителей как-то и забыли спросить, могут ли они все, поголовно, десятки миллионов граждан экономически активного возраста, как указано в последней переписи населения страны, подставлять по первому щелчку голубые экраны пресловутых «средств доступа» к тому, что весьма условно можно назвать передачей знания от учителя к ученику.

Обратной передачи (модного «фидбека») как-то не предусматривалось, впрочем. И тут началось.

Где взять деньги на индивидуальную ноутбудку в экстремально малогабаритной квартире в условиях почти-совсем-бескрайнего Севера и планшетку с опцией защиты от детей для обучения этих самых детей?

Как сделать бесценный ноутбук ребенка жаропрочным, непробиваемым и непромокаемым одновременно?

По итогам первой волны вируса дистанционки лабораторно-квартирным способом, ценой скандалов, разводов на полу и в загсе, проваленных попыток поступления в вуз (исключительно методом «папа-профессор со снайперской энциклопедией под столом, группировка учителей-предметников рассредоточена по обоям вне зоны видимости камеры противника и уже не отбрасывает теней») было установлено: шанс уцелеть за год дистанта в руках восьми-десяти- или даже двадцатилетнего получателя образовательной услуги (ну или нескольких штук сразу, если получится зарегистрироваться) у отдельно взятой личинки компьютера ничтожно мал. Как и шанс не быть опущенным в компот, ванну или тосол, предусмотрительно забытый чьим-то папенькой в зоне поражения детского скучающе-соколиного глаза в окрестностях единственного в квартире стола, неудачно помещенного семейным дизайнером интерьеров в какую-то там кухню.

Мал шанс у компьютера и не быть опробованным на зубок и коготок перед скидыванием задней лапой в окно или затаскиванием в потайной отсек дивана умилительными представителями организованной домашней криминальной группировки «Меховые щечки» во время ночной охоты.

Впрочем, наказать мехопуховую или даже крылатую единицу этой группировки во времена дистанционной осады никак нельзя: в дистант вышло не только образование, которое, как пресловутый фарш, нельзя прокрутить обратно, но и социальное общение с его статусом, лестницами и иерархией. Когда стало очевидно, что котики (а также песики, рыбки и попугайчики и местами даже крыски, которым, увы, на роду написано не дожить до конца дистанта) – это новая социальная онлайн-валюта, на которую покупаются сотни лайков. А их фотографии и видео неизменно поднимают посты, твиты и инсты участников некогда живого социального обмена.

Выше пост – выше статус. И выше продажи.

И это не досужие домыслы смеха ради. Все сетевые магазины от Парижа до Камчатки, занимающиеся продажей техники, на которую хоть отверткой, хоть прикладом, хоть клейстером, но все же можно, при помощи сноровки, смекалки и лыжной мази установить программки по получению светоносного Знания в отдельном взятом углу квартиры, где интернет скорее ловит, чем нет, дружно и громко, как пионеры перед игрой в «Зарницу», рапортовали по всем теле-, радио- и интернет-каналам о небывалом повышении объемов продаж и цен.

Казалось, в магазинах техники перепуганные родители брали уже все, что как-то «ловило сеть» и в какой-то момент даже сбивчиво передавало не только сводки из жизни ковидных-благовидных млекопитающих.

Поднялись продажи и у соседних магазинов, где торговали сим-картами на вес: карточки брали уже подряд в стиле «дайте пять!», не капризничая при выборе красиво стоящих циферок в номере и не глядя на картинку оператора связи, эти самые карточки выпускающего.

Взяли свое и сетевые магазины категории «ангар-гараж» по продаже мебели для детей и взрослых, этим самым детям учиться помогающей. И это логично, ибо для прыжка в дистант наутро в позиции «вперед согнувшись», как в основном это и происходило в школах и университетах по приказу небесной канцелярии, как оказалось, необходимо чуть ли не перестраивать квартиру. Чтобы предоставить ребенку, да и себе самому, этого ребенка обеспечивающему, пресловутую и побитую во всех мемах «скайп-зону». С благообразно убранным углом квартиры, который можно показывать внешнему миру без страха быть морально изничтоженным пресловутыми бабусями у подъезда, строго следящими за интерьерной обстановкой вверенных им многоквартирных высоток.

Откуда, спросите вы, эти бабуси узнают, что там в квартире 1338 в шестом подъезде пополудни окнами на восток показали по дистанту?

Все просто: именно этим вот бабусям и сгрузили пачку внуков, «чтоб учились вместе в тишине», не отвлекая родителей, подключенных, как Нео в «Матрице», к такому же дистанту, но в версии для взрослых, заседающих там за деньги, как в интеллектуальном казино.

Ассортимент, как и тоннаж, продаваемых в аптеках и вразнос средств от лечения депрессии и обсессивно-компульсивных расстройств, расширился и увеличился. Выдержать пресловутое «обучение на дому» с применением подручных средств, сражаясь с соседями, стучащими в потолок в радостном пылу ремонта (а кажется, что прямо в мозг), бегающими, прыгающими и летающими от стресса круглосуточного нахождения с людьми домашними любимцами, и «оперативно взаимодействуя» с другими соратниками ячейки общества, запертой в отдельной взятой в ипотеку бетонной или кирпичной коробке, смог не каждый ребенок в возрасте от 6 до 50.

Никакие пресловутые тесты на совместимость ПК, ДНК, характеров, умов и гороскопов тут ни при чем. Человек, как доказали ученые, есть животное социальное и посему запирать его дома, как аквариумную рыбку, даже при бесперебойной подаче еды и кислорода, оказывается, совершенно недостаточно.

Исключение составляли только те родители и дети, которые еще в доковидные времена осознанно перешли на домашнее обучение. Поэтому они со всеми прелестями дистанта и подготовки к нему были вполне знакомы. Для них переход на онлайн-онли форму обучения прошел если не незаметно (а что, собственно, изменилось?), то в разы менее болезненно, чем для подавившейся дистантом массы населения.

Чиновный люд же радостно рапортовал во все концы: дистант свершился, да здравствует дистант!

Действительно, как выяснилось опытным путем, в онлайне, как в калькуляторе, очень удобно считать количество человеко-часов, человеко-единиц, и человеко-еще-что-нибудь, чтобы вал был по плану, а план, как и положено, по валу.

И вносить в рапорт, красиво оформленный заботливыми кибер-ручками дизайнерской программы по построению лучших в мире презентаций в пятимерном формате с полной передачей не только текста, но также вкуса, цвета и запаха для тех, кто все это еще чувствует на фоне новомодного вируса.

Отдельно от этого самого дистанта финансово выиграли магазины для осветителей и гримеров. Ибо оказалось, что самый благодарный покупатель профессиональных кольцевых ламп да сухого контуринга – это не работники киностудий, занятые отладкой света для съемки эпизодов остросюжетного триллера с участием звезд Болливуда. А вполне обычные преподаватели и ученики старше 10 лет, которым, как выяснилось, критически важно хорошо выглядеть в ежедневном эфире.

Тут уж в ход идет все – от картонных лайтбоксов, сооруженных из обувных коробок и отражателей из кухонной фольги, в которую еще вчера заворачивали рыбу для жарки, до варки помады нужного оттенка для очередной зум-скайп-сессии под запись. Ибо современные дети идут не на глас разума, а на хорошо, извините, накрашенный глаз преподавательницы, сидящей под правильным контровым светом на фоне дизайнерских интерьеров ранней Захи Хадид.

Да и самой преподавательнице (давайте уже признаем на уровне генетически закрепленных статей Конституции, что 90% учителей у нас – женщины) хочется «в телевизоре» выглядеть хорошо – то есть намного лучше, чем в жизни. Это я вам как преподавательница говорю.

Туда же, в зону дистанта, бросились хватать свой заработок и разномастные ведущие тренингов типа «Что надеть на совещание в скайпе», «Как добиться хорошего звучания голоса в эфире», «Колготки в скайпе: за и против» и, наконец, «Урок хора онлайн: что принять, чтобы не дергаться в кадре?». И правда, что еще остается принять, кроме постановления правительства города, региона или республики, когда ты каждый день ведешь урок хора трем десяткам хрипящих телефонов?

И нет, мы больше не смеемся над анекдотом про ужасное исполнение Бетховена, которого кто-то там «напел на ухо». Ведь это были мы. Новый анекдот звучит так: «Кто пел в онлайне – в цирке не смеется». Увы.

Ну и поскольку все мы очень давно знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное, то давайте еще раз громко скажем про образование на удаленке: НАМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ! Ни детям, ни родителям, ни учителям. За исключением тех, кто и так давно был на домашнем обучении, либо давно ушел в полный дистант-отрыв и десятилетиями зарабатывает в интернете, перелетая с Майорки на Фиджи и с Гавайев прямо в Лиссабон.

Одно дело — осознанный взвешенный выбор в пользу дистанционной работы или учебы взрослого человека, умеющего держать ответственность (и дедлайны), вкладывающего в дистант свои деньги, нервы и навыки и создающего свой онлайн-курс. И совсем другое – принудительное тыканье носом в камеру, да еще и под запись «на вечные времена», маленького человечка с еще не устоявшимся мозгом, зрением и характером по шесть часов в день кряду. Как и взрослого, который так же осознанно выбирает оффлайн, потому что ему так удобно.

Не говоря уж о том, что огромное количество критических значимых для развития любого человека навыков и знаний, да и попросту забытой общей культуры никак не получится передать через эфир, каким бы красочным он ни был.

Тут Живое нужно, чтобы быть Живым. Одно лишь радует – не надо сдавать деньги на занавески. Карантин-с.

Новости и материалы
ВСУ провели ротацию в Купянске и близлежащих селах
Маск представил план радикальной экономии для США
Саша Петров просит свыше 60 тысяч рублей со слушателя своего выступления
Устроителей фиктивных браков мигрантов с россиянками приговорили к реальным срокам
На Западе усомнились в запуске Россией межконтинентальной ракеты
Иностранный игрок клуба РПЛ не понял любовь к борщу
В Ульяновской области сосед спас на пожаре двух детей
Нарколог раскрыл, в чем опасность курения вейпов
Успенская о самочувствии дочери: «Талантливые люди страдают проблемами с психикой»
В Финляндии одобрили выход страны из Совета Баренцева/Евроарктического региона
В Крыму продолжат национализацию имущества у собственников, враждебных к России
На Западе раскрыли, что объединяет Байдена и Зеленского
Россиянам рассказали, на чем нельзя экономить при подготовке авто к зиме
Британский политик раскритиковал разрешение бить ATACMS и Storm Shadow по России
У мужчины развилась болезнь Паркинсона после несправедливого замечания начальника
Электрокары Tesla Илона Маска признаны самыми опасными в США
В России испытали новый бронежилет для саперов
Дима Билан презентовал новый клип на благотворительном лектории журнала «Москвичка» и Moss
Все новости