Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Надежды простофилов

Журналист, писатель

– Читай книжки, Нюрочка!
– Да ну, скукота…
– Учись, Нюрочка!
– Да нам, простым людям, науки ни к чему.

Этот диалог на разные лады повторяется в советском фильме «Сладкая женщина» (1976). Сюжет: красивая и ловкая деревенская девчонка приезжает в город, нанимается на конфетную фабрику и пытается устроить себе богатую жизнь. Сначала с наивным профессорским сынком Лариком, от которого рожает ребенка. Но замуж за него не выходит.

Обратите внимание, не молодой гуляка из образованных бросил соблазненную женщину с ребенком, а совсем наоборот: он хочет на ней жениться, а она отказывается от законного брака. Почему?

Потому что «слишком вы все тут образованные!» – высокомерно заявляет она, но с легкостью оставляет сына бабушке и дедушке, то есть несостоявшимся свекру и свекрови.

И с другими мужьями – с мудрым и немолодым ветераном войны Николаем Егоровичем и с честным тружеником Тихоном – у нее тоже ничего не складывается. А тут почему? Они-то ведь не профессора? А все потому же. Потому что они тоже советуют ей книжку почитать, поучиться… А это ей совсем не нравится.

Этот фильм – очень советский по своему моральному посылу. Самое главное в нем, конечно, – это осуждение «мещанства», «вещизма», «накопительства», стремления «прописаться на жилплощади, а потом развестись и отсудить» – весь каталог советского фельетона брежневской эпохи.

Но за этим просвечивает нечто более важное и еще более советское.

Нюрочка, несмотря на свою красоту и обаяние (недаром ее сыграла Наталья Гундарева), плохой человек. Не только в страсти к сервантам и сервизам дело. Она бездушная, тупо-расчетливая и вообще недобрая. А в некоторые моменты жизни просто сволочь.

Хотя, казалось бы, выйди она замуж за профессорского сынка Ларика, поселись она в профессорских хоромах, где ее любят и привечают, – и со временем стала бы хозяйкой этого дома. Но у Нюрочки есть некий принцип, который, как это ни смешно или странно, оказывается выше ее стремления к удобству и богатству, выше пресловутого «мещанства». Для Нюрочки есть нечто поважнее «вещизма». Это, извините, «тупизм». «Ты о чем думаешь?» – спрашивает ее влюбленный мужчина. «А чего мне думать-то?» – отвечает она.

Так вот.

В фильме «Сладкая женщина» настойчиво проводится важнейшая для советской идеологии мысль: Нюрочка такая нехорошая во многом из-за того, что она необразованная. Не в том смысле, что не окончила вуза, а в смысле более простом, что не тянется к культуре, к знаниям, к книге. И все увещевания на сей счет отметает с презрением. «Мы люди простые, неученые». А получается, что и бездушные, и корыстные, и даже подловатые. Такой вот моральный вывод из этого замечательного фильма.

Разумеется, никто в этом фильме (и вообще в те времена) не говорил, что тут есть однозначная причинно-следственная связь. Но в целом ясно было и авторам, и зрителям, что нелюбовь к книжкам, нежелание учиться и нравственная тупость, злобность и житейский сволочизм бегут в одной упряжке.

Конечно же, любой из нас приведет десяток примеров из собственного опыта, когда высочайшая, прямо-таки рафинированная образованность сочеталась с омерзительной аморальностью. И наоборот, расскажет о десятке «простых сердец», исполненных любви и сострадания, но при этом не знающих грамоты. Но речь пойдет именно о десятке, а не о сотне. Потому что,

как ни крути, чем больше книжек прочитал человек, тем он лучше именно как человек, как личность. Так сказать, в общем случае. В статистически достоверных пределах.

Представляю себе, как закипает возмущенный разум читателей.

Ибо нашу страну накрыла третья волна народопоклонства, трепетного и даже восторженного отношения к неграмотному индивиду, к неучу и грубияну. Первая волна возникла во второй половине XIX века, вторая бушевала в 1920-х годах, и вот теперь, в 2010-х, она снова грозит смыть тонкие деревянные мостки рациональности, которые с таким трудом мостила советская власть над бездонным болотом народной архаики.

Странным образом эта третья волна невежества совпала с крушением СССР.

Нелюбовь к советскому прошлому проявляется по-разному.

У одних (например, у автора этих строк) – в открытую. Мы ругаем КПСС, КГБ, милитаризм, закрытость, национальное неравноправие под маской дружбы народов, а также цензуру, бесконечную официальную ложь и еще госплан, коррупцию, товарный дефицит и так далее, и тому подобное; список известен.

У других ненависть к СССР проявляется в скрытой форме. Прежде всего в виде культа «простоты». В виде особо жаркой любви к необразованным, немытым и неотесанным людям. В виде утверждений, что истинная душевная тонкость, внутренняя интеллигентность и прочее гораздо чаще встречается у простых, необразованных людей, чем у интеллигентов чертовых.

Тут – отвлекусь на минутку – возникает забавная логическая неувязка.

Для поклонника простоты нет более ненавистного персонажа, чем интеллигент и, разумеется, либерал.

Но по мнению поклонника простоты, только малограмотный человек, желательно занимающийся неквалифицированным физическим трудом, – только он является настоящим интеллигентом и – внимание – «абсолютно внутренне свободным человеком», то есть либералом в истинном смысле слова.

Есть тут и вторая неувязка. Поклонники простонародья сами, как правило, принадлежат к образованному классу. Такими, кстати, были и славянофилы, и народники, и лидеры большевиков с их «кухаркой, которая пусть управляет государством». И если сами неграмотные люди делают из своей темноты некое знамя, будьте уверены, это не они сами придумали, это их научили любители простоты. Простофилы, так сказать.

Простофилы, однако, не с бухты-барахты возлюбили простой народ. Тут своя психологическая подоплека, но об этом чуть позже.

А пока споем траурный дифирамб Стране Советов.

Я ни в малейшей мере не тоскую по СССР. Я, можно сказать, убежденный антисоветчик. Но при этом стараюсь быть справедливым.

Поэтому я должен обратить внимание просвещенных читателей, что в Советском Союзе был настоящий культ образования. От школьного и вузовского до курсов и кружков. Когда хотели что-то хорошее сказать (написать в газету) о рабочем или колхознике, то говорили: «Прошел путь от ученика до мастера; учится на заочном отделении института; занимается в хоровом кружке; в личной библиотеке – более пятисот книг».

И никто никогда не говорил и не писал о рабочем и колхознике, о военном или инженере: «Умных книг не читал, рубашку не гладит и вообще грубоват, зато какой хороший человек!» Это был бы полный абсурд и даже подрыв устоев.

Потому что ядром советской идеологии была работа над собой.

Стать более умелым, знающим, расти по службе – вот цель, которую проклятущая советская власть ставила перед каждым советским человеком.

Можно смеяться над советской системой политучебы. Но давайте сделаем акцент не на слове «полит», а на слове «учеба». Люди брали тетрадки, шли в библиотеки и конспектировали Маркса и Ленина. Пусть в многоумном Марксе они ни черта не понимали, а в статьях Ленина не было ничего существенного, кроме ругани по адресу оппонентов, – это не так уж важно! Гораздо важнее сам процесс конспектирования, сидения над книгой у настольной лампы.

А небритость считалась признаком «внутренней расхлябанности». Так сказал сам товарищ Сталин. Советского человека учили, как накрывать стол, как орудовать ножом и вилкой, с какой стороны идти по улице с дамой и прочим тонкостям этикета.

Идеал советского человека – это специалист, эрудит, спортсмен и щеголь. Воспитанный, вежливый. Идеологически (значит, философски) грамотный, умеющий отличить марксизм-ленинизм от троцкизма. Идеализм от материализма. А материализм диалектический – от вульгарного. В СССР царил культ позитивного знания, научности, вообще рациональности (разумеется, в рамках советского мифа, но и в этих рамках работали выдающиеся ученые, и не только естественники, но и гуманитарии, и даже философы).

Впрочем, правды ради стоит отметить и другое. Советская дисциплина ума и поведения не сразу появилась. Сначала был полный разгул черни, горделивое «мы гимназиев не кончали», то есть «в очках – значит к стенке!». Это был бунт низов, расчетливо превращенный в технологию власти. Об этом еще в 1936 году написал Иван Солоневич.

Большевикам был нужен достаточно большой слой населения, с которого сняли намордник и позволили грызть ближнего своего.

Речь идет о подонках общества. Потому что ни в каком тоталитарном государстве не хватит людей в погонах, чтобы нагнать страх на народ. В основе ранней советской технологии власти лежит институирование психологии маргиналов. Солоневич называет это проще и вместе с тем глубже – «ставка на сволочь». На человека с волчьими челюстями, бараньими мозгами и моралью инфузории; на человека, который в групповом изнасиловании участвует шестнадцатым. «Реалистичность большевизма, – писал Солоневич, – выразилась в том, что ставка на сволочь была поставлена прямо и бестрепетно».

В конце 1930-х Сталин расправился в том числе и со сволочью, с полуграмотными расстрельщиками в кожанках. На их место пришли респектабельные палачи в габардиновых плащах. Отпраздновали юбилей Пушкина, выпустив великолепное с филологической точки зрения полное собрание сочинений. А какой тогда выходил Лев Толстой в 90 томах со всеми правками и черновиками! Какой Стендаль! А потом, уже в хрущевско-брежневские годы, какой Тургенев, какой Достоевский, какой Чехов – государство не скупилось на текстологов.

Виновато ли полное собрание сочинений Пушкина в том, что оно вышло в свет по указанию негодяя и палача Сталина? Виноваты ли латынь и логика в том, что их пытались включить в школьную программу в правление того же деспота?

Но вот ведь как допекла советская власть своим тоталитарным дисциплинированием! Извечную тягу человека к знаниям, к чтению книг, к социальному росту, к изяществу манер, одежды и обстановки некоторые наши современники стали воспринимать как лицемерие, бездушие и вообще гадство. Тем более что демократия дала полную возможность высказывать любые мысли, даже такие дикарские.

Однако вернемся к психологической подоплеке «простофилии».

Мне кажется, что у образованного класса есть совершенно звериное чутье на грядущие казни, на рев событий мятежных.

Интеллигентское заискивание перед народом в начале ХХ века было страхом перед революцией. В этом заискивании была бессознательная надежда на помилование. На то, что кровожадная толпа узнает в избитом господинчике в очках и с бородкой клинышком того профессора, который говорил о сермяжной правде. Увы…

Боюсь, что точно так же и теперь, когда наши образованные и даже утонченные сограждане изо всех сил обвиняют интеллигентов и либералов, а также пытаются оправдать нацистские выходки отдельных модных мыслителей, они авансом заискивают перед толпой и ее вожаками.

Напрасные надежды, пустые хлопоты.

Новости и материалы
Стало известно, гражданам каких стран Россия выдала больше всего электронных виз
На юге Москвы рабочие нашли в люке человеческие останки
Эксперт допустил появление штрафов за использование VPN в России
В Германии признали, что Украина проигрывает «войну на истощение»
Борис Щербаков отказывается выполнять требования врачей после выписки из больницы
Россиянам рассказали, как правильно мыть автомобиль зимой
Китай расширил кампанию стимулирования рождаемости детей
Москвичам рассказали о потеплении в четверг
Кушанашвили о Черчесове: ты, усатый, не смешной
Губернатор Волгоградской области рассказал о последствиях атак беспилотников
СМИ раскрыли неожиданный план Трампа в отношении Тайваня
Стало известно, какие распродажи популярны у молодых и взрослых россиян
На Западе рассказали о катастрофе с ВСУ в Курской области
Губернатор российского региона за год получил 133 штрафа на служебную машину
Россиянам рассказали, как можно заработать на 13-й зарплате
В Минобороны отчитались о сбитых за ночь украинских беспилотниках в России
Названа площадь земли, за которую некоторые категории граждан могут не платить налог
Байден резко осудил массированный удар ВС РФ по Украине
Все новости