Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Закодированные

К православной фразеологии сегодня не прибегает только ленивый политик или публицист. Три небольших примера из свежих новостей.

Министр иностранных дел России заявляет, что проблемы с Западом вызваны прежде всего тем, что «новая Россия возвращается к своим традиционным ценностям, коренящимся в православии».

Переселившийся с Украины в Россию священник публикует на патриархийном сайте статью, основной тезис которой звучит так: «Любимая наша держава и – в соответствии с гимном – великая наша страна является носителем культурно-цивилизационного кода, ядро которого – православие».

А новое молодежное движение «Сеть» стремится «освоить власть отца» и «направить его энергию» на свое настоящее и будущее. В последнем случае отец, конечно, имеется в виду сугубо земной, а не небесный, и мы все знаем его анкетные данные, но все равно терминология прямо-таки святоотеческая.

Так что же, мы действительно – особая православная цивилизация? Если бы это было так, Россия, вероятно, стремилась бы примерно туда же, где находятся православные Греция, Кипр, Болгария и Румыния, куда так стремятся не менее православные Сербия, Черногория, Молдова, Украина и Грузия, а именно в Евросоюз. Но ведь вся эта риторика убеждает как раз в противоположном: нам туда не надо, в эту растленную Европу, у нас тут все свое, причем гораздо лучше.

Вот и православие у нас, получается, собственное и только наше – вопреки историческим фактам.

Церковь на Руси не просто была основана византийцами, она всегда ориентировалась на них (отчего и произошел в свое время раскол) и даже называлась до революции Греко-российской церковью. Тут важен и порядок слов: то есть богословие, обряды и традиции по происхождению все греческие, это во-первых, а находится церковь в России, это уже во-вторых.

Конечно, найти собственно российские традиции нетрудно, особенно в том, что касается отношений церкви и государства. У греков бывало всякое, но византийским идеалом оставалось сотрудничество (так называемая симфония) светских и духовных властей.

В России встраивать церковные структуры в собственную вертикаль начал как минимум Иоанн Грозный.

А окончательно государству удалось подчинить их своей воле в петербургско-синодальный период, когда епископами управлял назначенный императором чиновник, а сам император считался «крайним судией церкви», чьи решения в принципе не могут быть оспорены.

Так что если говорить о чисто русских традициях – вот они. Но что такого в них сугубо православного? Не так ли поступал в Англии Генрих VIII, сделавший себя самого главой национальной церкви, когда Римский папа отказался пойти навстречу его брачным устремлениям? Или какой-нибудь языческий император, будь то Октавиан Август (к нему возводил свой род Иоанн Грозный) или Чингисхан (чье распавшееся наследство тот же Иоанн старательно собирал под свой скипетр)?

А если говорить о тех ценностях, которые обычно приводятся под рубрикой «православных», там тоже не будет ничего уникального. Защита святынь, посты и молитвы? Это есть в любой, самой примитивной языческой религии. Первенство общественного над личным, самоотречение человека во благо общества? Нам очень долго объясняли, что в этом и состоит суть коммунизма, который вел с православием напряженную борьбу.

Сейчас, конечно, все перепуталось во многих головах и Сталин оказался чуть ли не благоверным правителем Святой Руси вместе с тем же Иоанном Грозным, но на деле-то было совсем не так.

Если же вспоминать подлинных православных святых, они показывают иные примеры. Это, к примеру, Иоанн Златоуст, бесстрашный проповедник и обличитель пороков императорского двора, не побоявшийся открыто выступить против самой императрицы и окончивший свою жизнь в ссылке. А из русских – митрополит Московский Филипп, чья история рассказана в фильме «Царь», ходатай за невинно осужденных, убитый, насколько мы можем судить, подручными царя Иоанна.

Ну так что же мы все время слышим о православии там, где православного-то, собственно говоря, и нет ничего? Но ведь надо же это все как-то назвать. «Православие» тоже слово, и не хуже прочих.

Видимо, Россия в девяностые устала ощущать себя недо-Западом, обреченным на вечную и безнадежную погоню за Западом настоящим. Вы нас не берете в свой клуб? Говорите, не доросли, не достойны? А не больно-то и хотелось. Сами с усами, чужого нам не надо, а своего не отдадим.

Мы слишком похожи на Запад, чтобы наша незападность была очевидной и равноценной, как происходит с африканскими или азиатскими культурами.

К Китаю или Саудовской Аравии у Запада нет серьезных претензий по части прав человека и прочего западничества не только потому, что эти страны нужны ему как торговые и политические партнеры, но и потому, что они, вне всякого сомнения, Восток, там другие стандарты, другие правила игры. А у нас так не получится, и слава Богу.

Быть недо-Западом обидно, но, если придется стать недо-Китаем, это будет уже смертельно.

И вот в очередной раз говорим: мы равновелики тому и другому. Называется «русское православие», «евразийская держава», «славянская душа» или как-нибудь еще, не в названии дело. С «коммунизмом» не вышло, теперь пробуют на прочность новые слова. И православие тут не вполне святоотеческое, а скорее то, которое идет в неизменном наборе с самодержавием (это понятно про кого) и народностью (мол, не болотные хипстеры, а надежное плечо Уралвагонзавода).

Когда-то, в поздней античности, западная цивилизация заканчивалась к востоку от Рейна и к северу от Дуная. Этот фронтир постепенно сдвигался на восток и на север, сейчас, похоже, он проходит в районе Днепра. Вот и хочется от него заранее отгородиться, отпугнуть его, назваться каким-то особым словечком, чтобы отстали раз и навсегда. Вернемся к корням, загрузим сохраненный файл девятнадцатого века и заново переиграем двадцатый.

Особенно хорошо звучит про этот самый «цивилизационный код». Как в компьютерной программе или в каком-нибудь кодировании от вредных привычек, это все якобы было заложено особыми специалистами и не может быть ни пересмотрено, ни даже просто изучено. Вот код, и все тут, и думать нечего – работает, не трогай, а когда сломается, придут те, кто умеет, и заново наладят. Выгодно правителям, удобно нелюбопытным подчиненным.

Но ведь от фронтира не обязательно прятаться в идеализированном девятнадцатом веке, а еще глупее с ним воевать.

И если уж нет у нас другого глобуса, то лучше становиться мостом, чем линией фронта.

Видеть свою страну уникальной – и видеть ее при этом частью того европейского мира, к которому принадлежат все православные и все славянские страны. Европа ведь тоже не монолит, Швеция мало похожа на Испанию, а Ирландия на Болгарию, и каждая из них по праву настаивает на своей уникальности, но обходятся как-то без цивилизационных кодов.

Вырастет ли когда-нибудь из этого евразийско-имперско-советско-православного винегрета громких фраз и цитат некая новая, стройная идеология и если да, то какими словами она будет называться, мы пока не знаем. Но, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что она будет существовать параллельно с тем единственным существительным, к которому может добавляться прилагательное «православное». И слово это – «христианство».

О том, какую роль в политической жизни страны может оно играть, хорошо сказал митрополит Антоний Сурожский – епископ, всецело преданный именно православию и именно русской его разновидности. По сути, именно он принес русское православие в Англию и научил его красоте тамошних жителей, и без того избалованных разнообразием церквей.

Он говорил: «Церковь не может быть принадлежностью какой бы то ни было партии, но она вместе с тем не беспартийна и не надпартийна. Она должна быть голосом совести, просвещенной Божиим светом. В идеальном государстве Церковь должна быть в состоянии говорить любой партии, любому направлению: это – достойно человека и Бога, а это – не достойно человека и Бога. Конечно, это можно делать из двух положений: или из положения силы, или из положения предельной беспомощности. И вот мне кажется, я в этом глубоко убежден, что Церковь … должна быть, если хотите, так же бессильна, как Бог, Который не насилует, Который только призывает и раскрывает красоту и истину вещей».

Но так – надо еще суметь.

Новости и материалы
В «Вашингтоне» испытали шок после перелома ноги Овечкина
Затерявшийся на свалке диск с биткоинами подорожал до 73 млрд рублей
Россияне стали вдвое чаще жаловаться ЦБ на блокировку счетов
В Таиланде турист напал с пластиковым стулом на трансгендерную женщину
Российским заключенным разрешат носить пижамы, легинсы и шарфы
ВТБ назвал главные схемы мошенничества в «черную пятницу»
WSJ узнала, кому Трамп предложил возглавить министерство финансов США
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил у него ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
Все новости