«У нас тоже все начиналось с антитабачного закона», — шутили украинские сторонники «евромайдана», наблюдая, как россияне страдают из-за запрета на курение в барах. В этой шутке есть большая доля правды — чем активнее государство вторгается в личную жизнь граждан, тем больше вопросов у вчера еще вполне лояльных граждан может появиться к этому государству.
Сегодня формирование светлого образа патриота своей страны стало задачей если не основной, то одной из приоритетных. Мало только Родину любить, полноценный гражданин России, с точки зрения законодателей и чиновников, не пьет и не курит. Единственной возможной целью секса считает размножение, для демографической помощи государству. Верит, что гомосексуализм — болезнь, причем заразная. В кино смотрит фильмы исключительно отечественные, воцерковленные или прославляющие победу в Великой Отечественной войне. Предпочитает российские продукты. В школу и на работу ходит в форме.
Но, к сожалению, в глазах государства этот гражданин пока еще не очень морально устойчив. Если дать ему купить алкоголь ночью или в выходные (отставной санврач Геннадий Онищенко недавно предложил запретить продавать спиртное по выходным), он обязательно сопьется.
Если дать гражданке до сорока лет покурить, она обязательно будет смолить во время беременности или докурится до рака — после сорока гражданку не жалко.
Если случайно показать гражданину рекламу презервативов по ТВ (запрет этого сейчас обсуждается в Думе), он обязательно окажется в борделе. Страшно даже представить, что сделает этот гражданин, оставшись наедине с интернетом.
С точки зрения государства россиянин слаб, беспомощен и неумен, а оттого лучше обить углы в его доме поролоном и заклеить все розетки.
Невелика убыль, решил Минкульт, от того, что одним спектаклем про детские подушки на Московском книжном фестивале будет меньше. Зато потенциально извращенный рассудок гражданина не задастся вопросом, а почему мальчик-детсадовец дружит с мальчиком-подушкой и не заведут ли эти две особи мужского пола маленьких подушат. На всякий случай было бы неплохо проверить мультфильм про котенка по имени Гав — там с гендером и самоопределением тоже явно не все в порядке. Не говоря уже о спектакле «Травоядные», который также смутил чиновников Минкульта, – мало того, что налицо признаки нецензурной брани, так еще и странные намеки не то на депутатов, не то на правительство.
«Содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям», — сообщил в письме организаторам Московского книжного фестиваля замминистра культуры Владимир Аристархов.
Только кем именно в правительстве и Госдуме были утверждены эти традиции российских нравственных ценностей, не написал.
Более или менее активное российское общество давно, как палочкой, тыкают разными запретами и ограничениями: то про НКО, то про митинги, то про блогеров, то про сирот, то про волонтеров. Никто не может точно предсказать, какая именно тема способна наконец возмутить русского пассионария. Когда-то думалось, что политика. После выступлений против монетизации льгот — что социальные блага. После Болотной с удивлением обнаружилось, что и выборы — вполне себе повод.
Но в большинстве своем общество пока неколебимо и провокациям не поддается. Вот только количество палочек, которые ограничивают не только политические, но и личные свободы граждан, увеличивается с каждым днем. Такими темпами самый сонный российский гражданин скоро начнет интересоваться: а чем там они все, кроме изучения моих личных привычек и пристрастий, занимаются?