Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Масочный режим как форма либерализма

О неожиданных, но логичных сочетаниях

Периодически люди в сети удивляются: как это выходит, что российские сторонники западных ценностей и либерализма обычно готовы соблюдать строгие коронавирусные ограничения, а те, кто ратует за государеву руку и сильную державу, совсем нет? Разве не логичнее наоборот: либералам претят любые запреты, а державников хлебом не корми, дай что-нибудь запретить?

Сразу оговорюсь, что обобщения эти слишком широки и потому могут быть верны лишь отчасти, можно найти немало контрпримеров. Но в целом они все-таки верны, полагаю. И я отлично понимаю почему.

Слова «либералы, либерализм» у нас давно стали бессодержательными ругательствами, так что обсуждать неких абстрактных «российских либералов» бессмысленно и даже, в общем-то, неприлично. Но если вернуться к изначальному значению этого слова, то либерализм настаивал на ценности каждой человеческой жизни. Гражданские права и свободы важны не сами по себе как некий идол и фетиш, а как условия жизни этой самой личности.

Важнейшие, но не единственные и даже не первейшие — право на жизнь, безусловно, стоит выше. А кроме того, права и свободы одного гражданина заканчиваются там, где они начинают нарушать аналогичные права и свободы другого гражданина. В этом суть либерализма, а вовсе не в повальном отрицании каких бы то ни было норм и ограничений. Так что для человека, который высоко ставит либеральные ценности (и я как раз из тех людей), соблюдать разумные антивирусные меры — настолько же естественно, как, к примеру, мыть руки после туалета или здороваться при встрече.

И снова оговорка. Нет, это не значит, что любые карантинные меры заведомо оправданы и разумны.

Это не значит, что санитарным требованиям можно приносить в жертву абсолютно любые права и свободы — меня, например, совершенно не устраивает, когда одиночный пикет оппозиционера у нас считается грубым нарушением самоизоляции, а многотысячный провластный митинг на стадионе — нет. Я твердо уверен, что в данном случае санитарные нормы становятся поводом для политической дискриминации и существенного ущемления прав.

То же самое касается и прививок. Я считаю их безусловно правильным выбором, потому что есть все основания считать, что они существенно снижают распространение болезни и смягчают тяжесть ее последствий, причем не только для привитого, но и для его окружения. Иными словами, я не хочу, чтобы из-за моей лени или безответственности болели и умирали другие люди, даже если я сам никогда об этом не узнаю, даже если меня в их болезни никто никогда не обвинит.

А какова же логика державника-антипрививочника, как ее понимаю я? И снова оговорюсь, что не все антипрививочники державники, равно как и наоборот, просто это сочетание мне представляется очень логичным и широко распространенным.

Такого человека, на мой взгляд, не слишком заботит судьба отдельных его сограждан и даже своя собственная судьба — «жила бы страна родная». Ее величие выражается прежде всего в массовых зрелищных мероприятиях — ну, какие уж тут маски, какие прививки! А если кто лишний заразится, заболеет и даже умрет, так ведь мы за ценой не постоим, как от веку на Руси велось. А что людские потери бывают высоки — так новых нам солдат нарожают.

При этом такой человек (да, я рисую его карикатурно, и он мне не нравится) государству не очень-то и доверяет. Он не осознает себя его частью, хотя безмерно им гордится. Все эти риторические пассажи про «мы взяли Берлин и первыми полетели в космос» подразумевают не личное участие и такую же ответственность, а некое абстрактно-высокое чувство принадлежности к чему-то великому. При этом не зазорно на бытовом уровне государство по мелочам обманывать и от установлений его по возможности увиливать, чтобы не оказаться той самой щепкой, которую не берут в расчет при рубке леса. А мы чо? А мы как все. Время у нас такое. Понять и простить.

Впрочем, не только у нас. Ничего специфически российского в таком настроении нет. Это свойство любого патерналистского, а значит — архаичного общества, в котором власть воспринимается как отцовская фигура.

Да, этот отец не слишком заботлив и последователен, он выдает то пряники, то ремня, зачастую вне всякой связи с реальными заслугами или проступками, так что главная задача — урвать пряник и от ремня увернуться. Ну, конечно, как получится. Но главное, что наш батя — самый сильный, надо будет — любого отлупит. А покамест тренируется на нас.

Для человека с подобным сознанием главное — договориться как-нибудь с батей, а если не получится — спрятаться от него и от обстоятельств жизни, как-нибудь переждать, приспособиться, потому что изменить мы все равно ничего не в силах. То и дело слышу: кому сколько на роду написано, тот столько и проживет, ничего тут не изменишь. Странно, что эти люди вообще ходят к врачам и покупают лекарства, что они зарабатывают деньги, заводят семьи, принимают какие-то решения — ведь про все это можно сказать, что будет «как на роду написано», знай лежи себе на печи, жди с неба калачи.

Человек со взрослым сознанием — он стремится быть взрослым, а значит, брать на себя ответственность, принимать ограничения не за страх, а за совесть, потому что это правильно и важно. И потому он инфантилу непонятен и неприятен, кажется подозрительным и опасным: а что, если и меня так заставит? Да ведь хочет заставить, я знаю! Нет уж, пусть все эти ограничения соблюдают те, кому они нравятся, а к нам не пристают. И инфантил раздражает взрослого, кажется ему опасным. Но ведь… и вправду он опасен.

Приведу только одну аналогию: а правила дорожного движения что, пусть тоже соблюдают только те, кому это нравится, а остальные ездят как им в голову взбредет, хоть пьяными, хоть на скорости двести по тихим улочкам? Нет. Правила мы соблюдаем не потому, что нам это приятно, а потому, что это увеличивает безопасность для всех, они писаны кровью, их польза доказана опытом.

Возвращаясь к коронавирусу — как правильней и эффективней бороться с ним, насколько эффективны те или иные меры, включая прививки, не знает пока никто, и в ближайшие лет десять мы будем только гадать и давать предварительные оценки, а потом, наконец, появится нужная статистика. Но уже ясно, что он меняет мир и наши представления о мире и самих себе.

Когда-нибудь установятся новые правила жизни и быта — некогда люди не носили, простите, трусов и не чистили зубов, а сегодня нам это дико. Может быть, в итоге эффективнее окажется не либеральный, а именно что патерналистский, он же наплевательский подход — заранее судить не берусь.
Но пока еще не вечер — позвольте побыть либералом! Вам же самим полезней будет.

Новости и материалы
Жительница Мелитополя передала данные Украине и получила 14 лет за госизмену
Два европейских лидера сообщили, что поедут в Москву на парад Победы 9 мая
Минобороны Белоруссии сообщило, какой город защитит ЗРК «Тор-M2»
В СК Чебоксар возбудили дело о халатности после инцидента в школе
Суд взыскал с бывшего вице-губернатора Петербурга 2,685 млрд рублей в пользу Тимченко
Представлен флагманский смартфон Nubia Z70 Ultra с «камерой-невидимкой»
В США заявили о решении Байдена подставить Трампа
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
Телеведущая Эллен Дедженерес покинула США из-за победы Трампа
В России запретят научную информацию и статистику о VPN
Водителям назвали стоимость базового набора для подготовки машины к зиме
Все новости