На православном канале есть один постоянный ведущий — протоиерей Андрей Ткачев, который отвечает на вопросы своих виртуальных прихожан. Стиль у него, мягко говоря, жесткий. Особенно достается от него прихожанкам: проповедь о том, как надо «ломать баб об колено», пару лет назад вызвала горячую дискуссию… которая ни к чему не привела: как выступал отец Андрей, так и выступает. Для сравнения: другого отца — Андрея Кураева — по сигналу из Патриархии в свое время убрали из всех федеральных СМИ, и сегодня его можно увидеть-услышать лишь изредка в заповедниках дозволенного инакомыслия. И даже не менее скандального протоиерея Всеволода Чаплина из эфира убрали, правда, только после того, как его заявления о боевых действиях в Сирии существенно разошлись с официальной версией Кремля.
А вот Ткачев неизменно на экране, и полемический задор Ткачева не гаснет. Приводить цитаты не хочется… кроме, пожалуй, одной, и не потому, что она особенно груба (бывало у него и порезче), а потому, что действительно опасна. Отвечая на вопрос, как относиться к тому, что пожилой человек не хочет лечиться, отец Андрей сразу переходит на свою любимую женскую аудиторию и приводит пример подвижницы древних веков: «Она говорит: «Чтоб я сдохла! Чтобы я разделась, сиськи свои показала врачу?! Ага! Дули вам всем! Никогда в жизни! Сдохну — не покажу!» … О, святая женщина! И жила, и здоровая была. А наши все — враспонашку! Перед всеми — на здоровье! Раздеваются везде! И в докторской, и на пляже, и на танцульках — все голые ходят. И болеют, и сдыхают, как псы, под забором, бессмысленно прожившие, бессмысленно умершие» (передача от 14 января 2019). А ведь, поди, когда недуг скрутит самого отца Андрея — не откажется от лечения, даже связанного с обнажением?
Надеюсь, никому не надо объяснять, что сейчас, в XXI веке, многие болезни, начиная с рака молочной железы, отлично лечатся, если вовремя «сиськи свои показать врачу», говоря ткачевским языком.
И уж тем более бессмысленно спрашивать протоиерея, возьмет ли он на воспитание всех тех детей, чьи мамы последуют его совету ничего не показывать и умрут молодыми.
Впрочем, детей пусть и не берет. Лучше пусть возьмет свои слова обратно, или пусть его церковное начальство отстранит от эфира до той поры, пока не научится усмирять свой мачизм и не откажется от откровенно вредоносных советов.
Но этого, к сожалению, не приходится ожидать, и многие недоумевают: почему не дадут ему окорот? От того ли, что у этого канала и у гимназии Святителя Василия Великого (где Ткачев — учитель Закона Божьего) богатый и влиятельный меценат, к тому же близкий к Кремлю — Константин Малофеев? Или может быть, скорее потому, что проповедь Ткачева при всей своей внешней грубости в любой момент времени идеально соответствует госпропаганде? Тут стоит вспомнить, что Ткачев переехал (если не сказать «бежал») в Москву из Киева летом 2014 года и всегда подчеркивал верность этому политическому выбору.
Если рассудить, те, кто последует призыву ничего не показывать врачам, уменьшат нагрузку сначала на систему ОМС, а затем и на Пенсионный фонд… И при этом ничего не говорится официально, это как бы духовный совет батюшки своим чадам, а не элемент госполитики. Ведь когда чиновники говорят гражданам «государство вас жить не просило» — это явно уже перебор…
И понятно, что когда действительно припрет, почти любая женщина, даже очень-очень верующая, покажет-таки врачу свое тело, может быть, слишком поздно… но будет настолько поглощена переживанием греховности и постыдности этого акта, что забудет задать вопрос: а что у нас происходит с медициной, почему такие тяжелые условия, такая нехватка лекарств при профицитном бюджете? Нет, пусть лучше думает про бесстыжую обнаженную грудь. Собственную.
Обе названных причины, думаю, вполне действенны и верны, но есть и еще одна: востребованность такого жесткого стиля в церковной среде.
И речь не только о личных отношениях в стиле садо-мазо, когда один человек унижает другого и оба испытывают от этого удовольствие. Нет, это слишком массовое явление, чтобы объяснить его такой девиацией. Вот и на защиту батюшки поднялась волна постов в блогосфере.
Из кого состоит образцовая аудитория Ткачева? Из тех самых женщин — не слишком образованных, не очень успешных, очень неуверенных в себе. Им нужен рядом сильный мужчина, а грубость они принимают за самое верное проявление силы. Так и говорят его почитательницы, благодарят его за уроки смирения, за то, как выбивает из них гордыню своими громкими речами. И не видят они разницы между элементарным самоуважением и тем, что на языке христианской аскетики называется гордыней или превозношением.
Им нужно, чтобы их ругали и унижали. И в этом нет ничего нового. Герой рассказа Лескова «Несмертельный Голован», настоящий праведник, периодически приходил к священнику на исповедь с запросом: «Посрамите меня, батюшка, что-то себе очень не нравлюсь». Правда, герой Лескова сам никого не унижал, а этот род «защитниц любимого батюшки» сам очень легко переходит к нападению и отборной ругани, ведь это еще одно следствие такого неразличения оттенков, черно-белого видения мира.
Нашему государству… простите, нынешнему начальству очень удобны и выгодны граждане… простите, верноподданные именно такого рода: неуверенные в себе, запуганные, ищущие сильного лидера с садистскими наклонностями, готовые бесконечно ему подчиняться и одновременно склонные к безудержной агрессии по отношению ко всем «внешним». Так что в условиях, когда теленовости и крикливые шоу теряют свою убедительность, жанр телепроповеди может прийти на помощь. Пусть в результате упадет доверие к православной церкви в целом, кого это волнует? Здесь и сейчас — заметный профит. Популярность для проповедника, поддержка для идеологии…
В православной традиции можно найти очень много разного, в том числе и примеры удивительной деликатности и уважения к каждой человеческой личности — для меня очень многое открыли в этом плане проповеди митрополита Антония Сурожского. Но в наши времена, подозреваю, он был бы в опале — сейчас популярно другое.
И последнее, личное. Наверняка среди читателей этой статьи найдутся те, кто скажет, что я завидую популярному проповеднику, или нанят Госдепом, или просто не понял глубины его мысли, вырвал ее из контекста.
Я, к сожалению, знаю, что такое поздно диагностированный рак легких, когда уже ничего не изменишь. И я знаю, что такое вовремя распознанный рак молочной железы, когда все исправят операция и терапия. Оба примера — из круга очень близких людей. Разница между жизнью и смертью в данном случае — вовремя показанные врачу, как выражается Ткачев, сиськи.
Люди, постарайтесь жить подольше и не слушайте ерунды.