Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сложный четвертый год правительства

Экономист Масленников оценил результаты соцопросов о деятельности кабмина

В конце января 2020 года приступило к работе Правительство РФ под руководством Михаила Мишустина. Трехлетний итог деятельности, суд по соцопросам, получил вполне убедительный зачет от граждан. О хорошей работе правительства говорят 50,5% респондентов ВЦИОМ, 51% опрошенных Фондом «Общественное мнение». У премьера эти доли еще выше – 53,2% и 56%.

Кабмин образца 2020 года формировался для перехода к устойчивому росту выше его потенциала в 1,5-2,0%, однако пандемия COVID-19, преодоление ее экономических последствий, СВО и беспрецедентное санкционное давление существенно скорректировали замысел.

Регулятивные инструменты из правительственного арсенала пришлось и обновлять, и ускоренно адаптировать к кризисной реальности.

Об эффективности действий можно судить, сравнивая первоначальные прогнозы по ВВП и итоговые результаты. В 2020 году спад на 2,7% оказался лучше прогнозов в среднем на 1-1,5 п.п., в 2021-ом рост на 5,6% опять-таки сильнее ожиданий минимум на 1,5 п.п. Итоги-2022 еще предстоит подвести. Текущие оценки потерь располагаются в интервале 2,5-3,0% – как минимум вчетверо (!) меньше прошлогодних весенних предположений.

В ходе антикризисной поддержки бизнеса и граждан не были задвинуты в «долгий ящик» перспективные цели. В 2019 году расходы на национальные проекты были исполнены на 91,45%, в 2020-ом – уже на 97,4%, в 2021-ом – на 97,8%, в 2022 году – на 98,7%. О том, что РФ остается на гребне волны мировых технологических трендов, говорит ее прочное место в ТОП-20 стран по вкладу в развитие «цифры» в 2021-2022 годах. Критики могут попенять, что 14-я позиция в рейтинге, конечно, неплохо, но составлял то его Ростелеком. Между тем есть сухая статистика, с которой трудно спорить. В 2022 году все показатели национальной программы «Цифровая экономика» были перевыполнены: уровень цифровой зрелости населения достиг 65,8% при плане в 56,2%, доля массовых социально значимых услуг онлайн – 99,97% при заданных к достижению 65%, инвестиции в отечественные IT-решения выросли против планового объема на 157,4%, составив более 0,5 трлн рублей.

Конечно, трудности возникают и на этом направлении, вспомним хотя бы массовый отъезд специалистов по IT в минувшем году.

Но все же «цифра» становится привычной составляющей экономической реальности – в текущем году будет завершен перевод получения компаниями разрешительных документов на портал госуслуг. Да и каждый гражданин может ощутить эффект внедрения цифровых услуг: подать заявление на выплату, зарегистрироваться для поиска работы, наконец, просто записаться на прием ко врачу в удобное время.

Несмотря на череду санкционных пакетов, РФ осталась глубоко интегрированной в глобальное хозяйство, перенаправляя при этом экспортно-импортные потоки в дружественные страны.

Профициты счета текущих операций и внешней торговли за минувший год увеличились в 1,9 и 1,7 раза. Реальный эффективный курс рубля вырос с января по декабрь на 25%. Нелишне добавить, что в 2022 году внешний долг РФ снизился на 20,8%.

Текущий год обещает быть много труднее ушедшего. Мировой рост замедляется. Эксперты взвешивают вероятности либо глобальной рецессии, либо ее локальных эпизодов в нескольких крупнейших экономиках при умеренных темпах в Китае. Сохраняется риск сжатия внешнего спроса и снижения нефтегазовых доходов, что добавит напряженности исполнению бюджета.

При незыблемости социальных обязательств и продолжении курса последних трех лет на укрепление целевого характера и адресности соответствующих гострат, включая поддержку семей с детьми, индексацию зарплат бюджетников, формирование длинных пенсионных накоплений граждан и т.п., риск превышения дефицитом бюджета планируемых 2% ВВП требует значимого повышения эффективности всей госрасходной политики.

Ситуация в глобальном хозяйстве остается неопределенной, от ее перемен во многом будет зависеть и глубина спада-2023 в экономике РФ, и скорость ее закрепления на траектории устойчивого роста в 2024-2025 годах. Еще более значимы внутренние регулятивные условия, способные обеспечить выход из кризиса по маршруту, ведущему к новой модели развития. Отсюда и непростая задача совмещения антикризисной политики и материально-финансового обеспечения СВО с мерами здесь-и-сейчас по стимулированию макродинамики на перспективу.

Для устойчивого развития принципиально «золотое макроэкономическое сечение»: для темпов ВВП от 3% и выше инвестиции и производительность труда должны прибавлять по 5-6% в год.

Возможно ли? Вполне, но только на основе трансформации экономической структуры РФ с включением в нее восстанавливаемых хозяйственных комплексов новых регионов.

Процессы эти уже ушли со старта. Но им требуется расширение внутрироссийского конкурентного пространства и системная структурно-политическая господдержка. Именно об этом стимулирование инвестиций; политика занятости, ориентированная на адаптацию рынка труда к последствиям структурной перестройки, когда уже в скором времени ежегодно переподготовка и дополнительное профобразование будут требоваться не менее 1 млн человек в год; перебалансирование регулятивных практик в сторону снижения доли «ручного управления».

Об этих потребностях убедительно свидетельствуют результаты опросов бизнеса.

Не менее очевидны и озабоченности населения: 58% респондентов ВЦИОМ уже в текущем году рекомендуют правительству сделать больший упор на проблемы здравоохранения, 41% – на вопросы системы образования. Все более актуализируется запрос людей на рост социальной отдачи от структурных трансформаций. Ближайший рубеж здесь – возвращение годовой динамики реальных зарплат и реальных располагаемых доходов в область положительных значений.

В последующем стоило бы таргетировать их на уровне средних темпов ВВП на предстоящем трехлетнем треке, стабилизируя в структуре доходов долю заработной платы, снижая – социальных трансфертов, и увеличивая удельный вес поступлений от собственности граждан, вложений в финансовые инструменты и предпринимательской деятельности.

Возможно, вокруг этих идей в текущем году возникнет результативная коммуникация кабинета министров и экспертного сообщества.

Текущий год будет сложным, с явной перегруженностью рисками. В то же время они стали более предсказуемыми, а, стало быть, и управляемыми. Надежду на это дают опыт, накопленный Правительством РФ, и его деловой стиль с растущей дисциплиной исполнения принимаемых решений и выраженной заинтересованностью в достижении намеченных целей.

Автор — экономист, ведущий эксперт
Центра политических технологий
.

Новости и материалы
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Основатель Pink Floyd призвал посадить Нетаньяху в тюрьму
Стало известно о подвиге российского бойца при освобождении Веселого Гая в ДНР
Все новости