Украинцы, которые уехали работать в Польшу, жалуются на постоянные унижения и издевательства, писал еще в допандемийнеом 2019 году портал «Обозреватель».
До пандемии
Как рассказал глава профсоюза «Трудовая солидарность» Виталий Махинько, который уже не первый год занимается соблюдением прав украинцев в Польше, людям, уехавшим на заработки, приходится сталкиваться с «вопиющими случаями убийств, избиений и унижений», в то время как полиция попросту игнорирует их жалобы
«Польская полиция очень часто отказывает в принятии заявлений от украинцев. А если приняли, то вряд ли проведут расследование, они не хотят этим заниматься», — пояснил он. Махинько также высказал наблюдение, что граждане Польши не боятся совершать преступления в отношении трудовых мигрантов, потому что их совершенно не наказывают.
Понятно, что в первой половине 2020 года волна трудовой миграции из-за коронавируса спала.
Однако, начиная с середины прошлого года, украинцы вновь отправились в поисках лучшей доли в страны Центральной Европы. Хотя пандемия, конечно же, наложила свой отпечаток.
И теперь украинцы сетуют, что польские хозяева, пользуясь трудностями кризисного времени, навязывают сезонным работникам меньшие ставки, чем раньше.
Рабство или крепостное право?
«Польские хозяева и раньше часто издевались над нашими людьми, не доплачивали. А теперь совсем озверели. Я за последнюю неделю побывала на двух хозяйствах под Варшавой, и везде пытались обмануть, а условия каторжные», — рассказывала порталу «Страна.ua» жительница Луцка Галина Федышин.
По ее мнению чувство безнаказанности у польских хозяев усиливает тот факт, что по нынешним правилам приезжие сезонники привязаны к конкретному работодателю и адресу, по которому они должны пройти карантин. Фактически же в период «карантина» приезжие вкалывают в поле и не имеют права никуда уходить с фермы. Если же кто-то рискнет сбежать из этого «рабства», хозяин подает на беглеца заявление в полицию.
Но даже столь неприятные условия не могут остановить наплыв желающих выехать на польские поля.
Действительно, в Центральной Европе украинцы используются в качестве низкоквалифицированной рабочей силы, в основном в сельском хозяйстве, а также в сервисном обслуживании, которое не требует высокой квалификации, говорит главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Зачастую работодатели в Польше действительно относятся к украинским гастарбайтерам, как к бесправным рабам. Например, уроженец города Ковель (Волынская область) Сергей Габрильчук рассказал следующее: «В городе Варка в часе от Варшавы владелица фирмы по установке кондиционеров и хостела Эвелина Тофель издевается над украинцами как захочет. И что самое ужасное, ей в этом помогает украинка Юлия, которая пишет объявления, что нужны люди на работу, что у них такие классные условия проживания».
«А на самом деле условия настолько ужасные, что слов не хватает... Эвелина даже бросается с металлической трубой на тех заробитчан, которые не делают так, как она захочет», — приводит его слова газета «Известия».
«Смотрят на украинцев сверху вниз»
Исход населения из Украины — прямой результат деградации экономики Украины, считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
«Порядка 10 млн украинцев находятся вне пределов страны на заработках, — констатировал он. — Это такой косвенный признак неспособности киевских властей обеспечить работой своих сограждан. А с учетом того, что 10 млн — это, простите, четверть украинского населения, тут ситуация, мягко говоря, кризисная».
«В Польшу или в любую другую европейскую страну едут преимущественно гастарбайтеры из Западной Украины, а регион этот — представляет собой, извините меня, рассадник национализма, радикалов разных мастей, которые, конечно, у тех же поляков ассоциируются с представителями УПА (запрещенная в России организация). Достаточно взглянуть на недавнюю историю ХХ века, чтобы понять, какой счет поляки имеют к этой организации».
Игорь Коротченко добавляет, что порой поляки смотрят сверху вниз на украинцев.
«Сам был свидетелем, например, ситуации на одном из политологических форумов в Польше, когда организаторы закулисно достаточно негативно отзывались об украинских политиках и политологах, которые прибыли, используя, мягко говоря, неформатные польские выражения. Это тоже демонстрирует, что традиционно польские элиты смотрят на Украину, как на страну, которая стоит ниже по интеллектуальному, социальному и политическому развитию», — рассказал он.
Сенатор Константин Долгов видит и чисто экономические причины в раздражении, которое присутствие украинских трудовых мигрантов вызывает у жителей стран Центральной Европы.
«Там и свои проблемы достаточно остро стоят, довольно высокая безработица в целом ряде стран. Поэтому конкуренты на рынке труда там в принципе не нужны, и на них смотрят косо, — рассуждает Долгов. – А со стороны украинцев идет определенный демпинг в том, что касается предложения рабочей силы на рынке труда».
Как бы там ни было, трудовая миграция в обозримой перспективе остается чуть ли не единственным способом для рядовых жителей Украины, не вовлеченных в коррупционные схемы, прокормить свои семьи: ведь экономика страны продолжает терпеть крах, МВФ требует выплаты миллиардных долгов и реализации реформ, из-за которых население становится еще более нищим, чем прежде, а наследие Советского Союза медленно, но верно продолжает либо разворовываться или ветшать.