Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Бомжи — это криминал, вонь и грязь»

Дмитрий Рогозин призывает дать слово бездомным в разговорах об их судьбе

Их не слышно, но видно в каких-то углах, на задворках вокзалов, остановок, целого общества. От них мы отворачиваемся с презрительным «фи». А что мы знаем о тех, о ком говорят — «без определенного места жительства»? «Газета.Ru» открывает серию материалов Дмитрия Рогозина «Люди без крова» о результатах социологических наблюдений за миром людей, лишенных жилья.

Мы, полевые интервьюеры, много ездим по России. Разговариваем, записываем, расспрашиваем о том, о сем — о разном. По пути встречаешь много неблагополучия, горя, переживаний о себе, о значимых близких. В ряду испытаний, потрясений — потеря жилья, бездомность — одно из самых сильных, убийственных. Человек зачастую лишается не только крова, но и работы, семьи, близких людей. Он буквально стирается из реестра российских граждан, не существует. И в опросы такие люди не попадают, как правило, исключены они из общероссийских и региональных выборок. Встречи с ними случайны, проходят на полях интервьюерской работы. Этим летом проводили опрос в Мичуринске, небольшом городке центральной России.

— Вы здесь милостыню собираете? — обращаюсь к молодому, но изрядно потрепанному мужчине.
— Да.
— А живете где?
— Где придется. Сегодня здесь был, — обводит руками кладбище и прилегающий двор небольшого храма. — Вчера у больницы на стройке. Позавчера у знакомых.
— Хорошо, что знакомые привечают.
— Привечают. Да знают меня здесь все.
— А вообще много людей в Мичуринске, у кого дома нет?
— Много, но особо я не знаю.
— Почему? Сами из Мичуринска?
— Сам мичуринец и с улицы Мичурина.
— О, так это же вон там,— показываю рукой на элитную застройку. — Это же поле чудес ваше.
— Ну это потом стало полем чудес. А раньше там цветы выращивали. Цветоводы там занимались от ВНИИСа (Всероссийский институт садоводства им. Мичурина). А потом ВНИИС землю продал, и выросли совсем другие цветы.
— Шикарные цветы, надо сказать.

В малых городах бездомные свои. Их знают. Одни стыдятся, избегают. Другие подкармливают, дают небольшую денежку, поношенную одежду. Бездомные как пометы текущего безвременья, предельной точки неустройства, неблагополучия. В столицу, крупные города, транспортные узлы, напротив, бездомные стягиваются со всей России.

Причины разные, порой самые немыслимые для обыденных представлений рядового мирянина, но все они объединены стремлением к выживанию, возможностью прокормиться, обогреться, помыться. Что Москва, что Мичуринск — беды и судьбы бездомных очень схожи.

— У меня мать во ВНИИСе работала. Она была корректором в издательской группе. Хоть люди и ученые, но иной раз так напишут, что ничего не поймешь. Приходилось исправлять очень много.
— А вы сами где-то учились?
— Да. Я сначала учился в 20 училище, железнодорожном. Слесарь-электрик по ремонту тепловозов. На завод не взяли. 1996 год. Заводы встали практически. Мне дали направление в Воронеж. Но куда поедешь? Мать уже на пенсию вышла, больная. Надо ее как-то содержать было.
— А отец?
— Отец ушел от нас, когда мне четыре года было. У него своя семья.
— А мама-то не вышла больше замуж? — Мотает головой.
— Не складывалось?
— Не складывалось, а когда сложилось, тот человек, дядя Юра. Я его полюбил, но не судьба. Тоже был очень болен, умер он.
— А у вас здоровье то нормальное было?
— Да не ахти.
— Инвалидность?
— Нет, но болезный был. Постоянные простуды. А вот теперь, как дома не стало…

Биографии бездомных людей, как правило, мало интересуют людей домных. Мы чураемся их как чумы, проказы, не можем вынести обыденности неблагополучия, беспросветности в его преодолении. Проще не копать глубоко, остановиться на внешнем виде, кинуть мелочь, отвернуться и уйти. И детей увести от грязи, заразы и горя.

— А что с домом случилось?
— Сестренка помогла мне. Продала. Забрала к себе мать, потому что мать после второго инсульта совсем уже не вставала. Ну и пожаловалась, мол денег на лекарства не хватает, туда-сюда. Племянник мой любимый, Максим, жениться собрался, денег нет. Давай, говорит, продадим квартиру, а я тебе куплю или комнату в общежитии, или домик. Я говорю, ну купи мне домик. Сначала сняла мне комнату на год, а потом про меня забыла.
— А вы не работали нигде?
— Раньше работал. У нас своя бригада была. Работали по отделке внутренней: гипсокартон, подвесные потолки, шпаклевка, покраска.
— А сейчас у вас есть, где помыться, постирать белье?
— С ребятами в котельных договариваюсь.
— Когда последний раз мылись.
— Последний раз недели полторы назад.
— Чаще не получается, да?
— В больнице договорился со знакомыми медсестрами, они меня провели, там отмыли. Я у них второй раз уже лежу. Сначала одну лапу обкромсали, потом вторую.
— А что с лапами?
— Обморозил.
— В смысле обкромсали.
— Ополовинили. Это в ботинках все на месте. А так вот, смотрите. Вот поэтому с бадиком, с палочкой хожу.

В Москве разгорелся скандал с активистами Савеловского района, выступившими против строительства прачечной для бездомных в жилом районе: «Помогать бомжам нужно, но не под нашими окнами». «Бомжи — это криминал, вонь и грязь». «Им место на промзоне, подальше от нормальных людей». Вспыхнувшая агрессия распаленных активизмом борцов за справедливость не удивляет. Разные есть люди, разные встречаются психические состояния. Удивляет позиция экспертов и комментирующих журналистов, увидевших в конфликте покушение на частную собственность, право на дискриминацию бесправных. Грубость, хамство, невежество и черствость теперь определяются в качестве гражданского самосознания и активной жизненной позиции.

И здесь не может быть рациональных аргументов, призывов образумиться, постараться увидеть чужую беду. Бесполезно.

Люди, говорящие языком заключенных, защищающие права на создание зоны безопасности для себя и своих детей, навряд ли способны увидеть человека, задать вопрос, узнать причины и помочь. Хотя бы словом, хотя бы сочувствием.

— А почему бадик?
— Не знаю, старики называют бадик, так и я по-старинке, как они. Бадик и бадик.
— А каких-нибудь служб благотворительных нет в Мичуринске, которые с бездомными работают?
— Да, вроде как есть, но не хочется туда обращаться.
— А почему?
— Просто, не знаю, как объяснить. Я там уже не так свободен.
— А так свободу любите?
— А кто ее не любит?
— Некоторые, похоже, не очень.

Разговор невольно всплыл в памяти именно в эти сентябрьские дни. Спокойный, неторопливый пересказ своей жизни человека без жилья настолько далек от истерики нынешних активистов, что хочется сказать только одно: «Помолчите хотя бы немного и послушайте людей, лишенных крова. Дайте, наконец, им голос. Не унижайте себя и своих детей столь бесчеловечным, немилосердным поведением».

Автор — заведующий лабораторией методологии социальных исследований ИнСАП РАНХиГС.

Новости и материалы
Медведев оценил объемы поставок танков российским войскам
Испания готовит первое руководство по гражданской обороне
Бывший президент Боливии заявил, что США больше не являются хозяевами мира
Власти Канады не смогли доказать связь Моди с преступлениями в стране
Суд отложил приговор по делу о выплатах Трампа порноактрисе
Обвиняемого во взяточничестве генерала Оглоблина не выпустили из СИЗО
Российский врач спас женщину с приступом эпилепсии на рейсе Махачкала — Москва
В Минкульте попросили проверить писательницу Анну Старобинец на иностранное влияние
Шольца назвали «карточным шулером» после его слов об ударе «Орешником»
Во Владимире под стражу отправили участников массовой драки, среди которых были иностранцы
Voyah Free в Белоруссии продается на 1,7 млн рублей дешевле, чем в России
МО РФ показало кадры уничтожения гаубицы ВСУ
Стало известно об остановке единственного в России завода СПГ-оборудования
ВСУ намерены перейти на более дешевую корпусную систему
Гонщики «Формулы-1» пожаловались на запах марихуаны на трассе Гран-при
Российские военные уничтожили несколько беспилотников над Курской и Белгородской областями
Ксения Собчак раскрыла секрет красоты от Глюкозы: «Кисель с коллагеном»
Россиянин приковал девятилетнего сына цепью к столбу во дворе за плохое поведение
Все новости