Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мертвая история

Тамара Эйдельман о том, почему исторические вихри проносятся мимо школьников

«Девяностые – лихие», «Сталин – война», «Хрущев – кукуруза» — эти и другие исторические шаблоны оседают в головах молодого поколения. История ХХ века не воспринимается, как нечто живое, хотя 90-е прошли на наших глазах. Почему мы не ощущаем ее движение?

«Рукописи не горят», — сказал Булгаковский Воланд Маргарите – и рукопись Мастера возникла из небытия. В спектакле Любимова Воланд — Вениамин Смехов – непонятно откуда доставал рукопись, начинала звучать музыка Прокофьева, листы удивительным образом множились и разрастались в руках актера – глядя на эту поразительную сцену, ты точно понимал – да, рукописи не горят, ничего не исчезает в истории.

Наверное, в какой-то мере Воланд был прав: в истории, действительно, остается куда больше, чем нам кажется – или хочется. Находятся исчезнувшие рукописи, выясняются давно забытые факты – вот только всегда ли мы их знаем и помним?

«Но ведь Сталин выиграл войну», — сказал много лет назад вполне интеллигентный старшеклассник, слушая мои рассказы о репрессиях. Дело было в начале восьмидесятых, когда о Сталине вообще почти ничего не говорили и не писали – его как бы не было в нашей истории – в учебниках он чуть-чуть появлялся при упоминании Ставки Верховного Главнокомандования, да еще в маленьком абзаце, посвященном постановлению ЦК «О преодолении последствий культа личности».

В принципе, можно было закончить школу и этот самый культ личности вообще не заметить. Но откуда-то – из воздуха, из рассказов бабушек и дедушек, из портретов, которыми почему-то были украшены кабины дальнобойщиков – вождь всех народов все равно просачивался в нашу жизнь. И вот школьник, который с трудом представлял себе ход событий во время войны, все-таки уже где-то слышал эту лживую фразу – «Сталин выиграл войну».

С тех пор прошло больше тридцати лет. Мы живем в совсем другой стране, над нашими головами пронеслось столько бурь. У того старшеклассника уже явно дети закончили школу, а может быть, уже и внуки пошли учиться. Но представления об истории по-прежнему расплывчатые, и мысль о том, что Сталин выиграл войну, или, точнее даже – ЗАТО Сталин выиграл войну – продолжает кочевать из одной молодой головы в другую.

Как же так? За прошедшие десятилетия столько было сказано, снято, напечатано про сталинские репрессии? Куда все это делось? Почему про Солженицына еще что-то молодое поколение слышало, а вот кто такой Варлам Шаламов уже надо долго объяснять? Куда делись те многочисленные рукописи, выступления, фильмы? Сгорели?

И это касается не только сталинских времен. Начиная в школе изучение Оттепели, я всегда спрашиваю ребят, что они знают о Хрущеве.

Первая ассоциация всегда – ВСЕГДА! – одна и та же. Какая? Правильно – кукуруза. Следующая – как он бил ботинком по столу в ООН.

<1>Хрущев – очень сложный, противоречивый, но невероятно интересный и крайне важный для нашей истории персонаж, — остался в памяти следующих поколений лысым дурачком и скандалистом, а вовсе не человеком, который выпустил миллионы из лагерей, спас людей от ада коммуналок – или, ввел танки в Венгрию, поставил мир на грань ядерной войны. Когда-то говорили, что КГБ специально распространяло анекдоты о Хрущеве, чтобы его унизить и высмеять – может, это и так. Но вот только про другие периоды разве больше знают?

Про Брежневскую эпоху, по моим ощущениям, молодежь не знает вообще ничего – кроме вздохов старшего поколения о том, как хорошо тогда жилось. Перестройка? А это что вообще такое? Путч 1991 и путч 1993 годов слились в одно непонятное событие. Слово «путч» вообще непонятно, хотя повторяется часто. Девяностые, понятное дело, — лихие. Там были бандиты. А еще что? Нуууу….

В те самые «лихие» девяностые, которые для меня вовсе не лихие, а свободные – меня часто спрашивали – наверное, трудно сейчас преподавать историю в школе? Особенно ХХ век? А я всегда отвечала, что преподавать сейчас историю, особенно ХХ век, совершенно упоительно. По нескольким причинам. Во-первых, история ХХ века всем была в тот момент интересна. Во-вторых, потому что историей в то время мы все буквально дышали. И это тоже понятно. В 80-90-е история творилась у нас на глазах – кому-то это нравилось, кому-то нет, но вот она история, вот они огромные тектонические сдвиги. И как в такой период не заинтересоваться историей, тем более что вдруг столько всего открылось, раньше запрещенного, столько всего вылезло на свет божий.

Говорят, многие учителя в тот момент отказывались преподавать в старших классах, не понимая, как со всей этой новой информацией обходиться. Охотно верю – но для меня и многих моих коллег этот бурный поток информации был как раз счастьем.

Все ученики были в курсе событий ХХ века – не быть в курсе в тогда было невозможно – история обрушивалась на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, с улиц, из кухонь, из споров, дискуссий – и это было прекрасно. Эта информация могла быть спорной, сомнительной, правдивой – или лживой – но нам было что обсуждать, нам было о чем спорить на уроках – и, кстати, на переменах, и после уроков.

Сейчас этого нет. Сталина и энкавэдэшников потихоньку реабилитируют, Хрущева и Брежнева опять забыли, перестройку и 90-е мажут грязью – но это все, как мне кажется, по-настоящему волнует малый процент политически озабоченных интеллектуалов, к которым я имею счастье (несчастье?) принадлежать. Над головами моих учеников эти вихри проносятся, не оставляя почти ничего.

И главная причина, наверное, даже не в том, что об истории ХХ века СМИ стали говорить намного меньше, чем 20-25 лет назад. Наверное, дело в том, что история сейчас не творится на наших глазах, что мы медленно и уныло бредем куда-то, не ощущая никаких перемен.

Какое счастье, что есть еще в нашей стране места, где можно узнать об истории ХХ века – нет, неправильно, где история ХХ века воспринимается, как нечто живое и невероятно важное для нашей жизни. Конечно, место номер один для современной истории – это Ельцин-центр в Екатеринбурге, где история жива-жива-жива! И есть в Москве «Мемориал» и его программы, и в Вологде – музей Шаламова (а когда будет в Москве?) и есть учителя, которые возят учеников в Екатеринбург и приводят на мемориальские экскурсии. Будем стараться, будем рассказывать детям о ХХ веке, но чтобы история стала по-настоящему живой, надо, чтобы мы снова ощутили ее движение.

Новости и материалы
Депутат заксобрания Карелии, которая назвала гостью «курицей», сложила полномочия
В МИД РФ порекомендовали США «отработать» по своему посольству в Москве
Россиян предупредили о новом способе взлома «Госуслуг»
В Москве поклонница сериалов была изнасилована похожим на любимого актера мужчиной
Дети Бишимбаева хотят сменить «нарицательную» фамилию
Стало известно о задержании еще одного высокопоставленного офицера Минобороны
В Подмосковье в автобусе лопнул радиатор и залил пассажиров кипятком
За кричалку «Зенит» — позор российского футбола» оштрафовано «Динамо»
Еще двое фигурантов по делу генерала Шамарина находятся в СИЗО
США планируют объявить о новом пакете помощи Украине
В США заявили, что Вашингтон не в том положении, чтобы угрожать России
Россиянка взяла кредит, продала жилье и перевела мошенникам 28 миллионов рублей
Британца обвинили в нарушении закона о нацбезопасности из-за якобы связей с РФ
Украинскому омбудсмену направили список из 500 пленных для обмена
Россиянка пожаловалась на бездействие службы отлова после нападения собаки на ее дочь
Город Дергачи под Харьковом подвергся ударам
Из ОМС исключены два препарата от рака, не имеющие аналогов
Известия: препараты Абраксан и Пикрэй перестали закупать за счет средств ОМС
Сергея Бурунова заметили с новой девушкой
Все новости