Именно людей с ограниченными возможностями в числе трех самых уязвимых групп населения в ходе большого телеинтервью называл премьер-министр Дмитрий Медведев (плюс пенсионеры и многодетные семьи). Именно им государство должно помогать в первую очередь, отмечал премьер. Но такова природа государства — человек с «ограничениями по здоровью» должен подтвердить, собрать справки о том, что он инвалид. И сделать этот первый шаг для многих — проблема.
Число жалоб людей на необъективность решений по поводу инвалидности, к сожалению, не снижается. Эти жалобы занимают в Лиге пациентов традиционно первое место уже 10 лет.
Истории есть очень трагичные. Дети, достигающие 18 лет, теряют статус инвалида с крайней стадией сколиоза, S-образным искривлением позвоночника, которым пенсия по инвалидности помогала учиться, надеяться на социальную адаптацию и нужность обществу.
Или люди, которым доступ к лекарствам может дать только статус инвалида. Глупо, конечно, со стороны государства ставить в зависимость от инвалидности получение лекарств — ведь так приходится платить не только за лекарства, а еще и за пенсию, но это — выбор государства.
Напомню нашумевший ответ мне Минтруда, где сказано, что передача полномочий по проведению медико-социальной экспертизы от соответствующих комиссий в регионы может привести к повторному росту численности инвалидов на 30-35%, что приведет к увеличению расходов средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Забота о бюджете похвальна, но намеренно и осознанно проводить политику сокращения числа инвалидов губительно: это приводит к массовому нарушению прав граждан, недоступности для них льготных лекарств и средств реабилитации, ухудшению здоровья детей и взрослых, и, как следствие преждевременной, предотвратимой гибели людей.
Стоит ли удивляться, что только в 2015 году на установление группы инвалидности президенту пожаловались около 130 тыс. человек. И это без жалоб в другие инстанции: правительство, Общественную палату, Минтруд, Минздрав, ФМБА, региональные органы власти, региональные МСЭ и т.д. А количество инвалидов в том же 2015 году сократилось, по разным оценкам, на 200-500 тыс. человек.
На этом фоне «коррупционные» новости о медико-санитарных комиссиях напоминают сводки борьбы с организованной преступностью.
Январь: в Туле руководитель бюро филиала № 13 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» признан виновным в получении взятки, сообщает пресс-служба СУ СКР по Тульской области. Февраль: в Казани завершилось рассмотрение громкого дела о «торговле» инвалидностью. Тот же февраль: в Брянске в отношении членов бюро медико-социальной экспертизы возбуждены девять уголовных дел о взяточничестве (пункт «а» части 5 статьи 290 УК РФ).
Такое ощущение, что этой борьбе со злоупотреблениями в МСЭ нет конца и края.
Работа МСЭК для многих людей — последняя надежда на помощь государства. И государство обязано навести должный порядок в этой системе, которая часто выходит из-под контроля Минтруда и живет по своим законам. В связи со всеми этими событиями звучит инициатива о передаче полномочий МСЭК врачебным комиссиям лечебно-профилактических учреждений. Доводы: инвалидность — это медицинская проблема, и во вторую уже очередь проблема труда; врачебных комиссий больше, они не требуют создания отдельных учреждений, выполняют часть функций комиссий и знают пациентов; сокращение тех же расходов бюджета;
Целью получения статуса «инвалид» должна быть не только материальная поддержка государства, но и сопровождение человека, наблюдение за ним, забота и помощь.
Не болейте!
Автор — президент Лиги защитников пациентов