Решение о создании новой комиссии было принято оперативно — по итогам состоявшихся 6 июня в Совфеде слушаний, где сенаторы и приглашенные гости обсуждали идею законодательно противостоять попыткам иностранного вмешательства в дела России.
Забавно, что и сами слушания, и создание комиссии по защите суверенитета совпали по времени с развернутой в России масштабной кампанией по разоблачению «американской политической шизофрении». Именно так это называют во многих российских СМИ, насмехаясь над американским истеблишментом, который повсюду ищет «русский след», и особенно в окружении президента Дональда Трампа.
Это действительно выглядит смешно, но зачем тогда отвечать Америке симметрично — собственной «шизофренией» по поводу западного вмешательства в российскую политику?
Впрочем, логика — не самое сильное оружие нашего времени. Да и тема поиска внешних врагов и борьбы с ними начала доминировать в российской политической риторике и практике гораздо раньше, чем Трамп задумался о том, чтобы баллотироваться в американские президенты. И даже задолго до того, как президент Обама начал мусорить в российских подъездах. Она продолжается в России почти 15 лет — с момента первой волны «оранжевых революций» в Грузии, Киргизии и первого украинского «майдана».
За это время в России уже законодательно запретили финансирование российских партий из-за рубежа. Создали и активно применяют юридический механизм признания «иностранными агентами» НКО, получающие иностранное финансирование.
Ярлык «агент Госдепа» вошел в политический дискурс гораздо раньше, чем термин «пятая колонна». Но и «пятая колонна» понятно чья — того же Запада.
Причем градус риторического противостояния нарастает. Из Госдумы звучат комментарии, что санкционная политика Запада в отношении России и Белоруссии все больше становится похожа на генетическое неприятие славян. Хотя как минимум четверть населения России — вообще не славяне. И против «славянской» Украины никаких санкций Запад вроде бы не вводит. А ЕС и вовсе ввел безвизовый режим, которого много лет — при всей публичной ненависти к Западу — добивались и российские власти. Не говоря уже о том, что славяне живут далеко не только в России, Украине и Белоруссии.
При таком нагнетании немудрено, что весь пыл российских сенаторов и депутатов уходит не на развитие своей страны, а на борьбу с «иностранными агентами» по всей планете.
И как же сенаторы собираются защищать наш суверенитет? Целью создания комиссии заявлены «сбор, анализ и обобщение информации о состоянии законодательства и правоприменительной практике в сфере предотвращения вмешательства во внутренние дела России». Сразу не очень понятно, что считать «сферой предотвращения вмешательства во внутренние дела». Если внутреннюю политику, то
неужели наши сенаторы, подобно американским, подбирающимся к «русскому следу» в окружении Трампа, начнут искать и разоблачать агентов Госдепа прямо в Кремле?
Опять же, большой вопрос, чью законодательную практику будет изучать эта комиссия — российскую (правильно ли у нас преследуют «иностранных агентов» и всем ли воздалось по делам их) или зарубежную. В России ведь каждый раз на официальном уровне поднимается настоящая волна неподдельного возмущения, когда та же Украина принимает закон о декоммунизации, запрещает российские соцсети или георгиевскую ленточку.
Спрашивается, являются ли законы других стран, не нравящиеся нашим сенаторам, покушением на российский суверенитет? И как вообще сенаторы понимают суверенитет: как право на самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику? Его у России вроде никто не отнимает. А вмешиваться во внутренние дела других государств — запрещено международным законодательством.
В России сегодня немало социальных и экономических проблем. Совет Федерации — палата, по своему статусу представляющая интересы регионов. Но вместо того чтобы помогать стране с помощью законов привлекать инвестиции, создавать рабочие места, бороться с нищетой, сенаторы тратят свое время на создание, мягко говоря, странных комиссий.
В России уже есть яркий опыт создания бесполезной комиссии.
В свое время с большой помпой была создана, а потом тихо и незаметно упразднена комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Битвы российской власти за «единственно правильную» трактовку истории страны на этом не закончились. Но та комиссия точно никак не помогла в этой нескончаемой борьбе за светлое прошлое.
В современном мире нет лучшей защиты суверенитета страны, чем высокий уровень экономического развития и жизни ее населения, ответственная внешняя политика, которая хотя бы не умножает число врагов государства и следует нормам международного права. России еще есть к чему стремиться. Но целый ряд представителей власти, очевидно, идут по пути наименьшего сопротивления. Им сподручнее ловить (да и то на бумаге) мифических внешних врагов российского суверенитета, не более реальных, чем покемоны, а не делать свою страну лучше, богаче и конкурентоспособнее.
Кстати, когда ветви власти занимаются заведомо бессмысленным делом, эффективность которого нельзя измерить никаким рациональным способом, это делает управление страной слабее. А значит, слабеет и само государство — вместе с его суверенитетом.