Состоявшиеся накануне масштабные слушания в Совете Федерации — очередное подтверждение привлекательности тезиса «Россия в кольце врагов» для самых разных групп во властной элите. По итогам слушаний, в частности, предложено создать комиссию по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.
Чем будет заниматься комиссия конкретно, пока не вполне понятно.
Валентина Матвиенко отметила, что будет проводиться мониторинг правоприменительной практики, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательства. Это настолько общая формулировка, что понять, о чем пойдет речь на практике, из нее совершенно невозможно.
Зато большинство выступавших на слушаниях отметились довольно яркими эскападами в адрес полуанонимных врагов нашей страны, которые спят и видят, как бы вмешаться во внутренние дела России. В частности, глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин рассказал, что «реализуемый Западом сценарий предполагает лишение России самостоятельности в международных делах и получение неограниченного доступа к нашим природным ресурсам». «Главным препятствием этому США и их союзники считают независимый и национально ориентированный курс российского руководства», — утверждал он.
Тезисы эти хорошо известны и не раз озвучивались.
Одним из результатов их в практической плоскости стал закон об «иностранных агентах», обязавший некоммерческие организации с источниками финансирования из-за рубежа указывать это в распространяемых ими материалах. Звучит не слишком страшно, но ряд НКО были вынуждены отказаться от партнерских проектов с иностранцами, сократив свою далеко не всегда подрывную деятельность. Да и по ассоциации «Голос» (против которой, предположительно, закон был направлен) он ударил довольно сильно.
В сфере же чистой риторики проблема выглядит так: Запад использует механизмы «мягкой силы» для дестабилизации режимов в то время, когда они наиболее уязвимы — преимущественно во время и по итогам очередных выборов. В результате происходят «цветные революции» по периметру России, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
По этой логике, механизмами «мягкой силы» (преимущественно, но не исключительно американской) выступают в основном НКО. Вывод: нужно «прикрутить» эти организации, ограничить поступление им средств. А также создать свои такие же организации и наладить выделение средств им — чтобы образ России в мире улучшался. С последним получается хуже. Выделенные на эти цели средства преимущественно осваивают странные пророссийские активисты разной степени жуликоватости.
А вот первое пока не подводило — все-таки запрещать проще, чем созидать. Тем более что впереди в стране активная фаза предвыборной кампании, а
так уж получается, что предвыборную мобилизацию российские власти обычно проводят под знаменем борьбы с угрозами.
Коммунистический реванш 1996 года, агрессия чеченских боевиков 2000 года, теракты в метро и олигархический заговор 2004 года, внутренние враги, «шакалящие у посольств» 2008 года и, наконец, вызов Болотной площади 2012 года.
Прошедшие думские выборы (разнесенные по срокам с президентскими) прошли без очевидной эксплуатации темы внешних и внутренних врагов и стали выборами на довольно низкой явке.
Очевидно, что для достижения большей явки президентская кампания потребует большей мобилизации.
И, судя по активности Совета Федерации в борьбе с внешними врагами, другого пути политической мобилизации граждан у власти по-прежнему нет. При всей спорности тезиса о возможности позитивной мобилизации (через описание собственных достижений и успехов) в России сегодня такая мобилизация практически невозможна из-за отсутствия видимых успехов.
Доходы граждан в реальном выражении, мягко говоря, не демонстрируют тенденции к росту, — как и пенсии.
Страна находится в состоянии от кризиса к рецессии на протяжении последних почти десяти — с незначительными перерывами — лет.
Понятно искушение похвалиться возвращением Крыма в родную гавань, успехами спортсменов и достижениями отечественного ВПК и армии в Сирии. Поскольку это, по крайней мере, работает — граждане реагируют. Впрочем, уже далеко не с таким энтузиазмом, как поначалу.
С конца 2016 года в околовластных экспертных кругах активно обсуждался явный запрос общества на справедливость. Пока придумать новую концепцию на основе этого понятия тоже, судя по всему, не удается. Что остается? «И снова в бой!» — вероятно, приходит на ум целому ряду чиновников, привыкших встречать новые вызовы старыми методами.
Если посмотреть новости на федеральных каналах пару лет назад, могло сложиться ощущение, что мы живем на Украине — доля сообщений об украинских событиях существенно превышала любые другие известия. После начала украинского кризиса 2014 года был запущен и формат ежедневных ток-шоу «про политику» буквально по всем каналам. Шоу эти были очень востребованы, давали каналам огромный трафик.
За два года зритель устал от бесконечной Украины, и телеповестка немного сместилась в пользу известий внутреннего характера. Но сегодня в телевизоре опять все чаще возникает Украина.
Это не обязательно значит, что тема внешнего влияния и угрозы вновь востребована гражданами. Вероятнее, просто нет другой мобилизующей темы. Что, разумеется, не радует. Ведь оказывается, что в стране в принципе отсутствует язык для общественного обсуждения проблем внутренних, зато отлично отработан метод переключения внимания на проблемы внешние. «Мы в кольце врагов», «американцы во всем виноваты», «англичанка гадит».
Хотя и тут есть ограничители. Во-первых,
сложно представить, что без роста доходов население с пониманием будет относиться к этим лозунгам еще хотя бы пять лет.
Когда придется предъявлять реальные результаты работы, на «Обаму» списать все провалы явно не удастся.
А во-вторых, не все смотрят телевизор. Особенно в молодежной среде. Да, молодежь вроде как на выборы не ходит (скорее — на митинги), но власть в последнее время заметно пытается подобрать к ней ключики. И тут возникает вопрос — а хватит ли мифических «америкосов» и «бандеровцев», чтобы усилить у пассивной публики доверие к власти? Слушания Совета Федерации и какие-то новые ограничения против «иноагентов» тут точно не помогут.