Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Неспетая песня

Почему в конфликте вокруг «Евровидения» в Киеве нет победителей

Финал «Евровидения» впервые с начала этого века пройдет без российского конкурсанта. Также впервые за долгое время он не будет транслироваться по российскому телевидению. Получается, что упущен еще один шанс не превращать в конфликт все, что хоть как-то касается отношений России и Украины.

Российско-украинский конфликт вокруг главного европейского конкурса песни начался еще во время «Евровидения-2016». Тогда украинская певица Джамала с песней «1944» о сталинской депортации крымских татар благодаря решению музыкального жюри опередила российского конкурсанта Сергея Лазарева.

Притом что в зрительском голосовании Лазарев набрал больше баллов, чем Джамала. Именно год назад стало ясно, что следующий конкурс пройдет в Киеве, а России придется определяться, кого отправлять в столицу Украины. И отправлять ли вообще.

Пока шла подготовка к «Евровидению» на Украине, в России с удовольствием смаковали любые организационные проблемы — с затянувшимся выбором города для проведения конкурса, проблемами с бюджетом, отставкой части состава оргкомитета. Появлялись сообщения, что Европейский вещательный союз (EBU) ищет предлог, чтобы лишить Украину права проведения конкурса из-за финансовой и организационной неразберихи.

Тем не менее в марте 2017 года, когда уже стало окончательно ясно, что конкурс состоится в срок и пройдет в Киеве, казалось, что Россия все же будет участвовать, а Украина примет российского участника на равных условиях с остальными 39. Первый канал выбрал решением жюри (а не зрительским голосованием, как это иногда делалось в прошлые годы) участницу от России — Юлию Самойлову. Она должна была в том числе показать Европе, что мы разделяем традиционную для европейцев толерантность к людям с ограниченными возможностями.

Заодно организаторов конкурса на Украине поставили перед неприятной моральной дилеммой — понятно, что людей с ограниченными возможностями обижать нехорошо, особенно стране, на словах стремящейся походить на Западную Европу.

Но Украина припомнила Юлии Самойловой то, что она выступала в Крыму уже после его присоединения к России.

Служба безопасности Украины на основании закона, запрещающего въезд на территорию страны сроком на три года артистам, выступавшим в Крыму, отказала певице. Президент Украины, несмотря на уговоры Европейского вещательного союза, не стал блокировать это решение. Не удалось ЕВU убедить и Россию поменять своего участника.

К слову, сама Украина, похоже, применила закон о запрете въезда артистам, побывавшим в Крыму, на конкурс «Евровидение» избирательно. Оказалось, что участник «Евровидения-2017» от Болгарии Коста Костов участвовал в концерте в честь Дня защиты детей в крымском Артеке 1 июня 2014 года, через два месяца после присоединения Крыма к России. То есть, по идее, его тоже не должны были пустить в Киев. Более того, некоторые СМИ даже обнаружили у Костова, финалиста первого сезона российского шоу «Голос. Дети», российское гражданство.

Идти на взаимные уступки даже в таком далеком — в идеале — от политики мероприятии, как песенный конкурс, Москва и Киев наотрез отказались.

В итоге 13 апреля — за месяц до финала — Первый канал заявил, что не будет транслировать конкурс. А Юлию Самойлову автоматически отправит на «Евровидение-2018», которое наверняка состоится не на Украине, среди нынешних конкурсантов явным фаворитом у букмекеров считается итальянец Франческо Габбани, а в первую тройку потенциальных возможных победителей входит вышеупомянутый Коста Костов.

То есть «человек с российским паспортом» все еще имеет шанс выиграть конкурс в Киеве.

Россия участвует в «Евровидении» с 1994 года. Исключения были трижды: в 1996 году участник от России не прошел отборочный тур (аналог нынешних полуфиналов). В 1998-м Россию не допустили по «спортивному принципу» — из-за низкого балла в конкурсах предыдущих трех лет, Россия в ответ не стала транслировать конкурс и из-за этого ее отстранили еще на год. Но уже с 2000-го Россия неизменно участвовала в конкурсной программе. При этом мы никогда не занимали место ниже 17-го — то есть неизменно были финалистами. (По иронии судьбы, хуже всех россиян на форуме в разные годы выступили легенды российской поп-музыки Алла Пугачева и Филипп Киркоров.)

В последние годы россияне вообще почти постоянно оказывались в топе. Это не изменилось даже после резкого охлаждения отношений с Европой из-за украинского кризиса и войны санкций.

Два последних конкурса Россия усилиями Полины Гагариной и Сергея Лазарева и вовсе завершала в первой тройке. То есть за наших исполнителей продолжали активно голосовать телезрители, причем не только в странах-соседях по СНГ или традиционно лояльной к нам Сербии.

Так что если среди части европейского истеблишмента отношение к России испортилось, обычные люди не считали политические проблемы основанием, чтобы не отдавать голос российским песням.

Увы, Россия и Украина не смогли найти компромиссное решение. И теперь EBU угрожает двум странам санкциями — Украине за то, что не обеспечила выступление всех конкурсантов, России — за отказ от телетрансляции. Впрочем, на фоне конфликтных отношений Киева и Москвы все эти песенные санкции — от штрафов до запрета на участие в конкурсе на три года — кажутся мелочью.

Гораздо печальнее сам факт распространения ненависти на сферу, которая по самой своей сути должна если не мирить, то хотя бы сближать людей.

Особенно учитывая давние, очень разнообразные и тесные взаимные музыкальные связи России и Украины. Несколько лет назад вообще казалось, что у наших стран почти общий рынок шоу-бизнеса: в этой сфере у России с Украиной интеграция была куда теснее, чем даже с Белоруссией.

Несмотря на понятный скепсис по поводу уровня конкурса у многих российских меломанов, «Евровидение» все-таки всегда давало нам ощущение общности с Европой. В момент голосования и оглашения результатов мы почти физически ощущали себя частью большой европейской семьи. А теперь рвутся не только политические или экономические, но и культурные связи между двумя странами и между Россией с Европой.

Более того, культурное противостояние, похоже, перекидывается и на спорт. Национальная телерадиокомпания Украины рассматривает вариант отказа от трансляции матчей чемпионата мира по футболу – 2018 из России. Сама сборная Украины может и не отобраться в финальную часть чемпионата мира. Но если отберется — нет сомнений в том, что будет подниматься тема бойкота.

Конфликт вокруг «Евровидения» точно не принес победу ни одной из сторон. Если и делать здесь какой-то вывод, то он только один: это еще одно свидетельство того, как важно, чтобы российско-украинские отношения начали наконец налаживаться. Чтобы на Украине снова спокойно пели русские народные песни, а у нас — украинские. Чтобы песни были просто песнями, а не частью политического противостояния.

Новости и материалы
Шольц раскрыл условие Трампа для прекращения огня на Украине
Стало известно, что больше всего любят готовить россияне на Новый год
Хоккеист Капризов пропустит матч против «Далласа» в НХЛ из-за травмы
В Новороссийск прибыла помощь для ликвидации разлива нефти
Китайский клуб забрал вратаря, от которого отказался «Спартак»
Фицо объяснил переживания Словакии насчет прекращения транзита газа из России
Олимпийский чемпион считает, что у Большунова больше нет превосходства
В МИД России дали исчерпывающую характеристику Зеленскому
В Росрыболовстве подтвердили гибель дельфинов в Черном море из-за мазута
ВСУ вскоре получат новый пакет помощи от США
Премьер Грузии не удивился санкциям против основателя «Грузинской мечты»
Дисквалифицированная за допинг теннисистка считает, что оснований для апелляции нет
Американская система ПРО впервые за полтора десятилетия перехватила ракету
Москвичей экстренно предупредили о тумане и гололеде
Франция осудила угрозы в адрес своей гражданки Зурабишвили
Под Екатеринбургом произошел мощный взрыв
Стало известно о первом применении на СВО новейшей версии «кошмара ВСУ»
Создана новая библиотека генофонда россиян
Все новости