22-летняя студентка МГИМО прокомментировала скандал вокруг записи в ее личном аккаунте — она неуважительно отозвалась о России «по своей глупости», но «не по своей воле» и вообще считает себя патриотом. Скандал начался с того, что, отвечая на сервисе вопросов и ответов анониму, спросившему, где лучше — «в США или в Рашке», студентка написала: «Везде лучше, чем в Рашке». Буквально за несколько дней это стало темой номер один в стране.
Казалось бы, так считает не только она. Бегство капиталов и мозгов из страны свидетельствует об этом куда убедительнее, чем пост одной из студенток МГИМО. Но власть и общество в России нервно реагируют сегодня не столько на дела, сколько на слова. Ну как отомстить отечественным богачам, которые один за другим перестают быть налоговыми резидентами России и/или выводят заработанные в нашей стране деньги в офшоры? Как реагировать на рост числа эмигрантов? Только плюнуть обиженно вслед — ну и катитесь куда подальше.
Зато студентку российского вуза можно хотя бы показательно «выпороть».
И вот уже не только сам ректор МГИМО намерен провести с ней разъяснительную беседу (кстати, интересно, о чем — о том, что Родину надо любить или выражения выбирать?), но и целое Министерство образования в лице своего пресс-секретаря заявляет, что такие слова и поведение девушки являются недопустимыми.
Свежеиспеченный депутат Госдумы Наталья Поклонская также спешит засветиться перед журналистами с тоже, мягко говоря, не совсем мудрыми речами: «Представители «золотой молодежи» привыкли ориентироваться на западную культуру и при этом утратили любовь к Родине. Они под прозападную культуру подстраиваются, хот-доги жрут с кетчупами, чипсы едят! Они потеряли, уехав за границу, чувство любви, самое основное. Жалко таких ребят! Где родители?!»
Интересно, конечно, экс-прокурор Крыма представляет себе досуг «золотой молодежи» — но дело, не стоящее и выеденного яйца, набирает обороты. «Пока не ясно, будут ли предприняты какие-либо более серьезные административные меры в отношении девушки», — нагнетает ТАСС.
Вот уж действительно нет более серьезных проблем в Госдуме и Министерстве образования, чем следить за содержанием аккаунта отдельной студентки. И о каких административных мерах может быть речь? По какой статье? Статьи за глупость в наших кодексах пока нет — и слава богу, иначе полстраны бы уже сидело или платило штрафы в зависимости от размера глупости.
Столь высокопоставленная реакция на отдельное малозначимое высказывание — яркое свидетельство слабости и растерянности и власти, и общества.
Роскомнадзор и суды тратят силы и время на борьбу с отдельной картиной Васи Ложкина. Ее признал экстремистской районный суд Новосибирска, а теперь из-за публикации ее в соцсети «ВКонтакте» петербуржца вызвали на допрос в Следственный комитет. Патриарх всея Руси обрушивается с высоты своего сана на лайки, которые, по его мнению, «усиливают человеческое тщеславие». Минобрнауки журит студентов за публикации в личных соцсетях.
Почему люди при постах и должностях занимаются этой ерундой, когда проблемы страны — и в том же образовании в первую очередь — нарастают как снежный ком? У нас дети в отдаленных поселках могут скоро разучиться писать — реформа образования так оптимизировала школы, что до иных зимой школьникам вообще не добраться. Кажется, эта глупость куда дороже обходится обществу, но никто не требует срочно провести с организаторами и исполнителями подобной «реформы» хотя бы разъяснительную беседу.
Да и зачем — ну, не будут дети уметь писать, так и не напишут ничего криминального на заборах и в соцсетях. Так и победим русофобию.
На днях разгорелся еще один скандал — после сюжета в программе «Вести недели» об антисоветском восстании в Венгрии 1956 года. В эти дни в Венгрии отмечают 60-летие антисоветского восстания, начавшегося 23 октября 1956 года и подавленного войсками СССР около двух недель спустя. Ведущий Дмитрий Киселев в передаче назвал восстание «погромом» и прообразом «цветных революций», после чего российского посла пригласили в венгерский МИД на беседу — тоже, видимо, разъяснительную.
В ходе беседы, сообщают информагентства, глава российской дипмиссии подчеркнул, что официальная позиция Москвы по поводу событий 1956 года была изложена давно и с тех пор не менялась (в 1992 году ее сформулировал Борис Ельцин, назвав это «несмываемым пятном» на советском режиме). Журналисты же, по словам российского посла, имеют право на собственное мнение «в соответствии с принципом свободы слова».
Ну, если так, было бы неплохо распространить этот принцип и на высказывания менее известных граждан России, включая студентов МГИМО.
Право на свободу высказываний, в том числе право на глупость, нелепо регламентировать иначе, чем смехом или равнодушием. Телевизор можно выключить, аккаунты студенток не читать и не комментировать. Чего проще?