В ситуации форс-мажора чиновники проявляют себя по-разному.
Вот самарский губернатор Николай Меркушкин возмущается тоном женщины, которая посмела поинтересоваться, когда выплатят долги по зарплате, погасить которые власти обещают второй год. «Если в таком тоне вы будете разговаривать — никогда! Никогда!» — гневается губернатор. И не находит ничего лучшего, как обвинить в проблемах региона ЦРУ и лично посла США в России, который «настраивает» жителей против власти. Как будто жить годами без зарплаты — недостаточный повод для недовольства.
Вот питерский градоначальник Георгий Полтавченко объясняет, что решение перебросить 2,6 млрд руб. со строек школ, детсадов и больниц на завершение строительства скандального стадиона-долгостроя «Зенит-Арена» на Крестовском острове — чисто техническое. Дескать, деньги на школы и детсады обязательно потом найдутся, а пока надо срочно всем миром достроить арену к чемпионату мира. Вопрос, что важнее для самих жителей — оказавшийся черной дырой стадион или детсады, дефицит которых в городе никак не удается преодолеть, — даже не встает.
Вишенкой на торте выглядит в этом контексте предложение гендиректора компании «Метрострой» Вадима Александрова привлечь жителей Санкт-Петербурга к окончанию строительства стадиона на Крестовском острове. Дескать, когда в октябре останутся только отделочные и монтажные работы, «мы можем обратиться даже к вам. Раньше, помните, как здорово было? Мы на пуске всегда подключали весь город. И курсантов, и кого угодно».
То есть когда в стадион годами вкладывали деньги (суммарная стоимость долгостроя приблизилась к $1,5 млрд), жителей города на помощь не звали. Когда денег не стало, стали нажимать на патриотизм.
Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев, сначала пообещавший встретиться с протестующими фермерами, отказался ехать в соседний регион (тракторный марш на Москву достиг уже Ростовской области), а глава Ростовской области Василий Голубев отправил на встречу своего помощника, который указал трактористам, что они нарушили правила организации митингов и прочие условия общественного порядка. В общем, разговора не получилось. Сегодня появились сообщения, что пробег тракторов жестко блокирован ОМОНом под Воронежем.
В среду стало известно, что голодающие шахтеры отказались от поездки к губернатору в Ростов-на-Дону, потому что боятся давления со стороны властей, и предлагают губернатору самому приехать к ним в город Гуково.
Порадует ли Кремль, что проблема шахтеров, краснодарских фермеров, петербургских детсадов и самарских долгов по зарплате вышла на федеральный уровень? Вряд ли. Но и решить эти вопросы на местном уровне многие губернаторы уже не в состоянии: ни финансово, ни с помощью уговоров.
Когда деньги в стране были, локальные региональные проблемы можно было залить ими. Когда «денег нет», от глав регионов в первую очередь нужны грамотные менеджерские усилия по оптимизации похудевших бюджетов, смелость брать на себя ответственность за самостоятельные решения плюс умение грамотно общаться с гражданами, а не топать на них ногами и насылать ОМОН. Проблема в том, что именно эти качества все предыдущие «сытые» годы были вовсе не приоритетными при выборе фигур местных руководителей.
Сегодня соразмерность глав регионов своим должностям будет проверяться каждый день.
Причем оценивать их будут не только сверху (это, кстати, уже происходит, если вспомнить недавнее назначение Путиным сразу четырех новых губернаторов), но и снизу. Во всяком случае, если губернаторы и дальше будут общаться с гражданами в стиле «во всем виноват Обама» и больше рассчитывать на ОМОН, чем на себя, то результат следующих выборов может их сильно расстроить. Если, конечно, выборы губернаторов в стране к тому времени еще будут проводиться.