По информации «Ведомостей», власти восьми российских регионов просят отменить подготовленные правительством и уже прошедшие первое чтение в Думе поправки, которые ужесточают ответственность за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции или ремонте дорог. Согласно этим поправкам максимальный размер штрафов для должностных лиц при причинении ущерба здоровью пострадавших увеличивается до 100 тысяч рублей, для юридических лиц — до полумиллиона. Если чиновники не исправляют выявленные недостатки, им грозит «дисквалификация» до трех лет.
Понятно, что губернаторы у нас люди особенно уязвимые. Тем более сейчас, когда их предвыборные зачистки идут по всей стране. И ужесточение штрафов при дорожном строительстве, видимо, еще один инструмент давления на глав регионов. К слову, одна из версий свежей отставки губернатора Ярославской области Сергея Ястребова — регион считается одним из самых коррупционных, и, кроме того, области требуется срочное решение транспортных и инфраструктурных проблем.
Оставшиеся губернаторы, почуяв тенденцию, зашевелились. Правда, не столько по части строительства дорог, сколько по части отмены штрафов за нарушения.
Потому что они лучше других понимают: хорошие дороги сегодня — миссия практически невыполнимая.
Судя по всему, чиновники сами толком не верят, что возможно не допускать нарушений в дорожном строительстве (прежде всего финансовых, чрезмерного раздувания сметы, чтобы к рукам строителей и их начальников ничего не «прилипало»).
Вряд ли в России кто-то способен точно подсчитать, какую долю в стоимости дорог составляет коррупция. Потому что «пилить» дорожные деньги можно практически на всех уровнях стройки или ремонта — с момента их выделения из бюджета соответствующего уровня. Денег на дороги всегда катастрофически не хватает, а плохо положенный асфальт нередко сползает уже на следующий день.
По данным Генпрокуратуры, ежедневно в стране происходит до 400 ДТП с пострадавшими, и половине из них способствуют неудовлетворительные условия дорожного полотна. Со смертностью на дорогах, независимо от этой статистики, предпочитают бороться с помощью штрафов. Но берут их не с тех, кто должен отвечать за качество дорог, а преимущественно с водителей.
Призвать к ответственности людей, которые эти дороги делали или, наоборот, не делали, невероятно сложно. У нас в этом плане действует совершенно несоразмерная ответственность.
В свою очередь, любое ДТП, которое случилось в том числе по вине дорожников, нетрудно списать на неучет автомобилистами окружающих условий. Смотри пункт 10.1, самый коварный пункт Правил дорожного движения.
В свое время Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) прославилось при подготовке конференции по итогам работы в 2015 году и планам на 2016–2017 годы фразой о том, что «улучшение качества федеральных автомобильных дорог зачастую приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий». Дескать, на плохой дороге не разгонишься, вот и аварий меньше.
Правда, статистика не в пользу этого аргумента.
Только в 2015 году в ДТП в России погибли 23,7 тысячи человек. Почти вдвое больше, чем потерял СССР за десять лет войны в Афганистане.
В каких-то отраслях исполнение обязательств перед гражданами в полном объеме может и вовсе обернуться катастрофой. В частности, недавно оказалось, что долги властей по капремонту могут обанкротить целые города. Потому что закон, обязывающий муниципальные власти капитально ремонтировать дома, есть, но самого ремонта большинство домов, несмотря на все вышедшие сроки, не видело и не увидит. Граждане идут в суд. Иски, как правило, удовлетворяются, и это становится гигантской проблемой для местных бюджетов. Местные депутаты предлагают Москве распределить нагрузку между местными и федеральным бюджетами, потому что денег у регионов нет.
Да, с одной стороны, действительно долги по капремонту могут превышать бюджет города-миллионника Омска. Но с другой — есть растущий, как снежный ком, долг россиян за услуги ЖКХ, в 2015 году впервые в истории переваливший за триллион рублей и продолжающий расти. Так что при желании власть может сказать: вы нам не платите, а мы вам не ремонтируем дома. А народ — мы вам не платим, потому что вы не ремонтируете.
То есть обязательства государства — и все это понимают, не только народ, но и сами власти, — становятся просто невыполнимыми. И региональные начальники честно просят их пересмотреть. Зачем приукрашивать реальность?
При этом за 14 лет до 2030 года (еще один излюбленный прием чиновников — сознательно строить громадные планы на много лет вперед, понимая, что никто не вспомнит и не проверит) обещают построить 15 тысяч километров платных дорог.
То есть дороги у нас скоро будут либо плохие, либо платные: ведь по закону бесплатная альтернатива любой платной трассе обязательна.
В принципе, так можно будет скоро сказать про любую бюджетную отрасль, не исключая образование и здравоохранение: либо гарантированно плохо, либо за деньги и не факт, что хорошо. И чиновники, кажется, перестают это отрицать. Правда, от этой «новой искренности» гражданам не легче.