За все годы дорогой нефти в новой России лишь раз была предпринята попытка радикально повысить статус учителей и врачей в обществе. Согласно майским указам президента от 2012 года, их зарплаты должны были сравняться со средней по региону, а к 2018 году — превысить ее вдвое. Но нефть упала в цене, страна ввязалась в войну санкций-контрсанкций, и попытка провалилась. Точнее, майские указы вроде как выполняются, но в реальности педагоги и врачи не стали богаче — просто в прошлом году изменились правила расчета средней зарплаты в регионах, и она стала ниже.
Невозможность государства обеспечить учителям достойный уровень доходов, по сути, и признал премьер, советуя учителям идти в бизнес.
На эту честность общество сегодня реагирует болезненно. Немногие готовы согласиться с тем, что в стране не хватает денег на бюджетников, гораздо комфортнее слушать заверения в том, что все хорошо, а когда нефть вырастет, будет еще лучше.
За годы стабильности россияне привыкли к убаюкивающим новостям со стороны чиновников — еще и потому призывы полагаться на себя, «держаться» вызывают сегодня раздражение.
Вызывает негодование и вполне закономерный совет заняться бизнесом, если хочется больше зарабатывать. Именно потому, что в нынешних условиях, когда частное предпринимательство в стране загибается от бесконечных поборов, налогов, а зачастую и просто рейдерских захватов, он звучит бессмысленно, если не издевательски.
Государство долго и планомерно замыкало всю экономику на себя, создавая себе имидж единственного кормильца. В кризис эта всеобщая зависимость от одного госбюджета превратилась для государства в балласт. Согласно исследованию, для улучшения своего благосостояния около половины россиян ждут денег именно от государства — в виде повышения пенсий и пособий, увеличения зарплат бюджетникам или просто раздачи неимущим средств Стабфонда.
И если было время, когда расцвет частных школ, вузов и клиник позволял медикам и преподавателям не ждать милости от государства, то сегодня у беднеющих граждан все меньше денег на эти платные услуги. Как и на репетиторов. А, к примеру, сельские учителя и вовсе не прекращали заниматься побочным «бизнесом» — большинство из них как проводило, так и проводит отпуск и выходные на огородах, иначе не прокормиться.
Совет учителям, врачам и ученым где-нибудь подработать, чтобы выжить, — типичный рецепт 90-х, когда в бюджете развалившейся по швам стране вообще не было денег и очень многим пришлось идти в челноки, продавцы и охранники. Сегодня ситуация немного другая — деньги пока есть, но по большей части зарезервированы за другими.
Медведев, отвечая на вопрос одного из участников форума «Территория смыслов», почему учителя получают 15 тысяч рублей, а силовики — от 50 и выше, призвал не сравнивать профессии правоохранительных органов и преподавателей, так как быть полицейским — намного опаснее, чем учителем. И это тоже правда — во всем мире (и в СССР так было, и сегодня в США) люди в погонах получают больше гражданских, в том числе за риск. Неправда кроется в деталях.
Потому что на самом деле вопрос был не о том, почему зарплата у педагогов меньше, чем у других, а о том, почему она нищенская.
В стране, которая не собирается завтра воевать, учителя и врачи должны получать такую зарплату, чтобы заниматься своим непосредственным и очень важным трудом, а не думать, где «подшарашить» вечером или в выходные. Именно этот необходимый достойный уровень и обязано обеспечить им государство. Что, собственно, гарантирует 7-я статья Конституции: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». И тогда пусть военные получают хоть в десять раз больше, раз сегодня в стране спрос на силовиков очевидно выше, чем на учителей.
Но самая важная причина общественного раздражения, пожалуй, в том, что за признанием невозможности выдать учителям соответствующую статусу зарплату не следует никаких выводов. Ведь интересно узнать мнение премьера не только о том, что делать учителям в кризис, но и о том, должен ли кто-то из руководителей в стране нести ответственность за провальные реформы в медицине и образовании, за лукавое исполнение майских указов, за то, что даже те деньги, что еще выделяются на социальные нужды, распределяются, мягко говоря, непрозрачно. А также о том, почему спустя четверть века мы вновь вынуждены рассуждать о будущем в стилистике «если ты такой умный, то почему такой бедный?».