Так было и раньше. После вылета из слабой группы в финальной части чемпионата мира – 2014 обсуждали еще и рекордную среди тренеров всех команд – участниц мундиаля зарплату бывшего тогда наставником нашей сборной Фабио Капелло. Вспоминали, что наш подающий надежды «горе-бомбардир» Александр Кокорин (ноль мячей и на этом чемпионате Европы) получает — не зарабатывает же! — больше денег, чем легенда «Ромы» Франческо Тотти.
Ход мысли понятен: обогнав многие другие сборные Европы по доходам, результат мы традиционно получаем плачевный. При этом наша паралимпийская сборная по футболу при минимальной поддержке государства становится чемпионом мира. Чемпионат мира по футболу не так давно выиграла и сборная России... среди бомжей. Есть с кого брать пример.
Если без денег играют лучше, чем с деньгами, может, дело именно в этом?
Говорят, зарплаты ведущих российских игроков растут такими ударными темпами потому, что в стране со 140-миллионным населением слишком мало хороших футболистов.
Вот отечественные клубы и устроили гонку зарплат из-за введенного лимита легионеров. Хотя в свое время и многие болельщики, и, что хуже, само футбольное начальство как раз настаивали на лимите: мол, отечественному футболу нужна свежая кровь, а наши бедные мальчики не могут пробиться в основной состав из-за высокой конкуренции со стороны иностранных игроков.
В итоге и был принят лимит на легионеров (на поле могут быть шесть легионеров и пять наших). Чтобы не скупали чужих игроков, а выращивали своих.
Но сработала только первая часть замысла.
Для выращивания своих нужно было выстраивать систему, начиная с детско-юношеских школ. Как в свое время, столкнувшись со старением сборной и провалом (по немецким меркам) на чемпионатах мира и Европы, сделали в Германии. Когда шесть лет назад мы получили право проводить чемпионат мира – 2018, в России тоже велись разговоры о создании новой сборной из будущих юных талантов, которая сможет выстрелить на родине. Но дальше разговоров дело не пошло.
На Евро-2016 сборная России была в числе самых возрастных.
Некоторые спортивные чиновники продвигают сегодня идею нового, еще более жесткого лимита на легионеров. Но что это принципиально изменит, тем более что до чемпионата мира в России осталось всего два года? И результата будут требовать не через шесть-десять лет, а «здесь и сейчас».
Пока же во многом спровоцированные лимитом на легионеров слишком высокие зарплаты откровенно развращают талантливых игроков и мешают им развиваться.
Они не стремятся уезжать в европейские клубы — ведь там заплатят меньше, а работать придется куда больше. Зачем, если при дефиците кадров два-три богатых российских клуба перекупают их втридорога?
Да и в самой в Европе, где несколько лет назад еще хотели покупать перспективных российских игроков, сейчас не очень-то их и ждут.
Российский футбол замыкается в себе, становясь все более местечковым.
При этом в нем в принципе отсутствует баланс между зарплатой профессионала и переплатой за «статус» игрока с российским паспортом при лимите легионеров. Поэтому наши футболисты просто перестают заморачиваться результатом. Разумеется, им платят бонус за выигрыш титулов или конкретных матчей. Но гарантированные оклады настолько высоки, что футболисты могут особо не париться, если не получат этих бонусов. И уж тем более на их контрактах не скажется провал сборной.
Кажется парадоксальным, но при всех разговорах о том, что на большой спорт наша страна тратит гигантские деньги, вряд ли можно говорить о какой-то серьезной целенаправленной господдержке футбола в России — скорее этим занимаются госкомпании и олигархи. Одни — по велению души, другие — по принуждению.
Тот же Алексей Миллер — фанат футбола, поэтому «Зенит» купается в «газпромовских» деньгах. Станет меньше денег — купаться будет не в чем. Тот же ВТБ, которому государство в свое время навязало финансирование московского «Динамо», блистательной команды сделать не смог. А ненадолго зашедший в спонсоры команды и ставший ее президентом Борис Ротенберг быстро сдал назад, осознав, что прибыли это не принесет. В результате «Динамо» впервые в истории в 2016 году вылетело из Премьер-лиги.
Разве что создавший с нуля футбольный клуб «Краснодар» владелец торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий пытается строить команду по всем правилам больших клубов, основав детскую футбольную академию, а не просто тупо скупив легионеров или относительно способных российских игроков.
Футбол в России не бизнес, он приносит хозяевам только убытки и все чаще имиджевые потери.
Несмотря на наличие футболистов-миллионеров, развращенных гигантскими зарплатами, клубный футбол в России, во-первых, крайне непрозрачен (ни один клуб не раскрывает реального бюджета), а во-вторых, все равно беден.
У доброй половины клубов Премьер-лиги, включая «Ростов», впервые в этом сезоне добившийся права играть в Лиге чемпионов, огромные долги по зарплатам.
После провала сборной России на Евро-2016 глава Российского футбольного союза Виталий Мутко впервые произнес золотые слова: российские молодые футболисты должны уезжать играть в Европу. Практически нет исключений из правила, что наиболее сильные сборные в мире — либо те, где существует достаточно сильный национальный чемпионат (Испания, Италия, Англия, Германия, с некоторой натяжкой — Франция), либо те, где ведущие игроки выступают в качестве легионеров в зарубежных клубах (Аргентина, Бразилия).
У нас пока нет никаких предпосылок для сильного чемпионата — мало клубов с деньгами, чудовищные поля, слабая мотивация. Своих футболистов надо воспитывать с детского уровня, создавая хорошие школы. Нужны детские тренеры, которые смогут прожить на свою зарплату. Вот где реально нужны деньги государства или частных владельцев клубов.
Любой лимит на легионеров в современном футболе, как и искусственные запреты на иностранную рабочую силу в других сферах, — глупость. Пусть идет свободная конкуренция с иностранными игроками — тем более что выдающиеся игроки к нам все равно не едут, а в кризис не будут ехать тем более.
Времена, когда Кирсан Илюмжинов на полном серьезе хотел пригласить играть в элистинский «Уралан» самого Марадону, а в махачкалинский «Анжи» приезжал доигрывать чемпион мира экс-футболист «Реала» Роберто Карлос, прошли.
Россия — не великая футбольная держава. Это надо признать как данность. У нас бывали отдельные победы и великие игроки, но в целом мы в лучшем случае — крепкий европейский середняк. Не надо питать иллюзий. И в ближайшие годы это не изменится.
С сегодняшними исходными данными результаты чемпионата мира – 2018 вряд ли порадуют болельщиков.
Что можно успеть сделать за оставшееся время? Быстрее определиться с новым тренером сборной и дать ему карт-бланш. Возможно, натурализовать парочку качественных футболистов из других стран (натурализованные перед Евро-2016 немецкий защитник Роман Нойштедтер и бразильский вратарь Гильерме к таковым не относятся).
И не ставить себе безумных целей во что бы то ни стало победить в домашнем чемпионате мира. Потому что проблемы нашего футбола растут не оттуда, откуда ноги у наших футболистов. Эти проблемы растут «с головы».