О проблеме безопасности во Франции еще до старта чемпионата начал говорить глава Всероссийского общества болельщиков Александр Шпрыгин. Он заявил, что местная полиция гарантирует безопасность только на подходе к стадионам и в фан-зонах. (Вряд ли где-то в современных крупных мегаполисах бывает иначе.) Правда, пока речь идет скорее не об угрозе терроризма, а о поведении известных буйным нравом английских болельщиков. Впрочем, часть российских фанатов им в этом явно не уступит. К тому же Марсель, где сборная России 11 июня сыграет свой первый матч группового турнира с Англией, считается криминальной столицей Франции. Около 200 английских фанатов «отличились» еще до открытия чемпионата: они устроили погромы и драку с местными жителями возле ирландского паба в Марселе. Полиции пришлось применять слезоточивый газ. В драке получили ранения два британских фаната и четверо полицейских.
Но проблема безопасности во время Евро-2016 возможными хулиганскими выходками подгулявших фанатов не исчерпывается. Во Франции и во всей Европе, разумеется, жива память о терактах 13 ноября 2015 года в Париже, ответственность за которые «Исламское государство» (запрещено в России) не только взяло на себя, но и назвало их «11 сентября по-французски». Тогда погибли более 130 человек и еще 350 получили ранения.
Тот теракт был напрямую связан с футболом.
Одну из бомб смертник взорвал вблизи главного парижского стадиона «Стад де Франс» прямо во время товарищеского матча Франции и Германии, двух ключевых стран ЕС. Террористы хотели взорвать бомбы непосредственно на стадионе, в присутствии президента Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель, находившихся на стадионе. Но службы безопасности проявили бдительность. Главная спортивная арена Франции охранялась явно лучше, чем, например, ставший эпицентром кровавой драмы театр «Батаклан».
В апреле нынешнего года британская The Guardian со ссылкой на заявление бельгийской прокуратуры сообщала, что совершившая теракты в Бельгии группа намеревалась вновь совершить атаку именно во Франции. И только благодаря прогрессу в расследовании атак в Париже террористы приняли решение напасть на Брюссель. Более того, по данным британского издания, арестованный по подозрению в организации теракта Мохамед Абрини во время следственных мероприятий признал, что одной из целей атак террористов были матчи чемпионата Европы по футболу в Париже.
Любой теракт на чемпионате Европы автоматически вызовет мировой резонанс, учитывая масштаб интереса к турниру, который смотрят на всей планете, а не только в Старом Свете. К сожалению, нельзя полностью исключить таких попыток ни на стадионах, ни в самих городах, наводненных болельщиками из других стран. Если теракт произойдет, это станет первым подобным происшествием на крупных соревнованиях после взрыва в Мюнхене на летней Олимпиаде –1972, когда террористы из организации «Черный сентябрь» убили 11 членов олимпийской сборной Израиля.
Для России чемпионат Европы по футболу — самое крупное международное соревнование с момента начала беспрецедентной допинговой атаки на страну в иностранных СМИ, подкрепленной международным расследованием нанятых Всемирным антидопинговым агентством независимых экспертов. Накануне старта Евро в очередном фильме германского телеканала ARD впервые обвинения были выдвинуты лично в адрес министра спорта Виталия Мутко.
Хотя прямых доказательств вины Мутко в сокрытии положительной допинг-пробы одного из футболистов ФК «Краснодар» в фильме ARD не приводится, выпад в адрес министра спорта — новый ход в антидопинговой атаке, который косвенно бьет и по судьбе чемпионата мира – 2018. Если учесть, что Мутко возглавляет Российский футбольный союз и возглавляет оргкомитет ЧМ-2018, в информационном поле вновь может появиться тема лишения России права проведения мундиаля.
Неслучайно после выхода нового фильма ARD сам Мутко впервые публично связал допинговые скандалы с попытками «копать» под чемпионат мира.
«Одной из причин допингового скандала с российскими спортсменами является желание «копать» под футбол по поводу чемпионата мира 2018 года. Сначала зашли через ФИФА, но не получилось. Теперь расследуют отмывание заявки, пробуют зайти с другой стороны», — сообщает Мутко.
Безусловно, отстранение всей сборной России от Олимпиады- 2016 в Рио и любая попытка отнять у России чемпионат мира по футболу – 2018 станет болезненным ударом по нашему самолюбию, в отличие от тех же санкций, которые можно использовать для патриотической мобилизации и даже трактовать как свою победу. Хотя угроза потерять чемпионат мира по футболу – 2018 для России пока ничтожно мала, трудно предсказать последствия разворачивающегося допингового скандала для нашей страны и ее спорта.
Опять же важно понимать, что разговоры о «невозможности» найти страну для проведения чемпионата мира – 2018 за два года до старта турнира — слабое утешение. Та же Великобритания, инициировавшая расследование законности обстоятельств получения Россией права провести чемпионат мира, с радостью примет мировое первенство. Там уже все готово. Кроме того, британские газеты еще в прошлом году писали, что ФИФА (при «живом» Блаттере, практически личном друге российского президента), вела консультации с Катаром, выясняя, готов ли он принять не ЧМ-2022, а ЧМ-2018. Денег и скорости строительства стадионов Катару может хватить.
Так что в интересах России самой не пытаться публично связывать допинговый скандал с чемпионатом мира по футболу и не давать мировому сообществу усомниться в нашей готовности построить все объекты качественно и в срок.
И все же несмотря на все эти неприятные побочные сюжеты, Евро-2016 прежде всего остается праздником футбола.
Россия исторически играет на европейских первенствах гораздо лучше, чем на мировых.
Сборная СССР вообще выиграла самый первый чемпионат Европы в 1960 году и еще трижды играла в финалах. В 2008 году сборная России во главе с Гусом «Ивановичем» Хиддинком дошла до полуфинала, и пока это наше лучшее достижение в постсоветское время. Накануне чемпионата УЕФА провел голосование болельщиков, попросив назвать символическую сборную чемпионатов Европы всех времен. Проголосовали более 3,5 млн человек. Хотя в число 11 «самых-самых» российские футболисты не попали, среди претендентов назывались легендарный вратарь Лев Яшин и нападающий Валентин Иванов.
Так что будем просто болеть за наших, за красивую игру и надеяться на то, что ни мы, ни наши оппоненты не превратят футбол в орудие возмездия и сведения взаимных политических счетов. Куда приятнее наблюдать за красивой игрой и счетом на табло.