Так называемые «Панамские документы» в количестве около 11,5 млн штук от юридической фирмы Mossack Fonseca в Панаме, оказывающей услуги по регистрации и ведению офшорных компаний, были получены год назад германской газетой Süddeutsche Zeitung. Позднее они были предоставлены Центру по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ) — от России в него входит «Новая газета». Эти две организации и стали авторами обнародованной одновременно по всему миру 3 апреля в 21.00 по московскому времени информационной бомбы.
По иронии судьбы, в России его горячо приветствовал получивший у нас политическое убежище бывший сотрудник спецслужб США Эдвард Сноуден, который назвал Panama Papers крупнейшей утечкой в истории журналистики. «Тот момент, когда журналистика такая горячая, что плавит серверы», — прокомментировал он проблемы в работе сайта одного из множества крупных мировых СМИ, разместивших информацию.
Что касается российских фигурантов панамского скандала, следы денег в офшорах найдены у 12 наших бизнесменов и чиновников, речь идет о сумме $2 млрд. Отдельная часть российской части расследования посвящена сделкам, связанным с именем давнего друга президента Путина (их дружбы в Кремле не отрицают) виолончелиста Сергея Ролдугина.
О готовности начать расследование по фактам, изложенным в Panama Papers, практически сразу заявили Франция, Великобритания, Нидерланды, Австрия и Индия. Генпрокуратура Украины сообщила, что не видит состава преступления в действиях нынешнего президента страны Петра Порошенко, чье имя также фигурирует в расследовании. При этом пока только в России заявляют, что авторы надумывают и подтасовывают факты.
Государственное телевидение заметило в глобальном расследовании лишь президента Украины — о российских фигурантах ни слова.
Пресс-секретарь президента, как и в анонсе этого «вброса», говорит об атаке на президента Путина. Кроме того, по мнению Пескова, публикация связана с успехами России в Сирии. Говоря об организациях — авторах расследования, пресс-секретарь (чье имя тоже упоминается в российской части «Панамских документов») заметил: «Очевидно, что там много журналистов, наверное, основной профессией которых вряд ли является журналистика. Много представителей бывших сотрудников Госдепа и Центрального разведывательного управления, других спецслужб».
Зачем представителям Госдепа и ЦРУ понадобилось разоблачать своих союзников от Саудовской Аравии до Великобритании (в тексте фигурирует покойный отец премьер-министра Кэмерона) или Испании (речь идет о родной тете бывшего короля Хуана Карлоса I), пока не очень понятно.
Зато о реакции российского населения власти точно можно не беспокоиться. То, о чем не рассказывают по телевизору, для большинства россиян просто не существует. А про российскую часть «Панамского расследования» общенациональные телеканалы пока дружно промолчали. К тому же $2 млрд, даже если они и уведены из страны в офшоры, не та сумма, которая может удивить россиян. Народ у нас давно не воспринимает это «движение капиталов» как грех власти или порок системы.
До президентских выборов пока достаточно далеко, а на думские (которые гораздо ближе — в сентябре этого года, но о которых, поскольку их тоже нет в телевизоре, пока мало кто думает) это расследование явно не повлияет. О планах баллотироваться в Госдуму виолончелиста Сергея Ролдугина пока вроде бы ничего не известно. А если бы запланировал — нынешняя история, может, еще бы и добавила ему популярности. Бывали уже такие случаи.
Государство и общество давно уже не реагируют на периодические разоблачения Навального. Кроме бывшего депутата Госдумы Владимира Пехтина, кажется, от них никто толком и не пострадал. Даже наоборот, подобные расследования дают засветившимся дополнительный политический вес. Дескать, власть «своих» не бросает. А значит, с такими можно иметь дело.
В мире отношение к России «Панамские страницы» тоже не изменят. Хотя бы потому, что посвящены они мировой трансграничной финансово-откатной сети, а не собственно российским делам. Вряд ли это месседж Кремлю: «Мы видим все ваши деньги, бойтесь». Видели и раньше. Никто не убоялся.
Это вовсе не является «черной меткой Запада», хотя и властям, и оппозиции такое объяснение кажется очень удобным: просто одни говорят, что это плохо, другие — что хорошо.
Деньги в современном мире все еще важнее политики, так что вряд ли эти косвенные разоблачения (прямых доказательств причастности в расследовании нет) на что-то реально повлияют. После фильма BBC Путина обвинял в коррупции представитель минфина США, что не помешало визиту главы американской дипломатии Джона Керри в Москву и относительно конструктивному взаимодействию сторон по Сирии.
Расследование про офшоры интересно прежде всего своим масштабом и именами. Исследовав только один, да еще не самый крупный мировой офшорный маршрут, авторы уже затронули огромное количество влиятельных и знаменитых персон: десяток действующих или бывших глав государств, бывшее руководство ФИФА, знаменитых футболистов и актеров.
«Панамские страницы», несомненно, играют роль и лакмусовой бумажки, которая выявляет, в какой общественной среде и в каких отношениях с законом существует та или иная власть. В соцсетях сразу появилась шутка, имеющая высокие шансы оказаться правдой: итогом публикации панамских документов станут в Исландии — отставки, в Китае — расстрелы, в Саудовской Аравии — тишина, на Украине — скандал, взаимные обвинения, передел собственности. Ну а в России — возбуждение нескольких дел против оппозиции, запрет чего-нибудь в интернете или проблемы у какого-нибудь СМИ, которое слишком рьяно увлечется этим расследованием.
«Панамские страницы» в краткосрочной перспективе вряд ли изменят Россию, как в свое время не изменили мир нашумевшие утечки WikiLeaks. России сегодня угрожает не столько компромат на руководство страны, сколько долгосрочные последствия нашей собственной внешней и внутренней политики.