По свежим данным ВЦИОМа, каждый второй россиянин считает плату за капремонт «обременительной», каждый третий готов протестовать против нее, подписывая петицию, каждый пятый в качестве протеста готов не платить за ЖКХ. Против новой графы в едином платежном документе собираются подписи, проводятся митинги в разных городах России.
Граждан легко понять: в стране разворачивается кризис, экономика падает вместе с рублем, безработица растет, деньги у населения кончаются, и вместе с этим происходит разительный рост расходов на ЖКХ. С учетом нового взноса на капремонт ежемесячные коммунальные платежи в среднем по стране составляют около 4,5 тыс. руб. Это большие деньги.
Причем, по данным Росстата, в столице расходы еще гораздо ниже средних по стране, да и городские субсидии помогают тем, у кого доходы совсем невелики. Самая большая доля расходов на ЖКХ приходится на жителей Московской области. В Ямало-Ненецком округе и на Камчатке средняя квартплата достигает чуть не 8 тыс. руб. К тому же не стоит забывать, что цифры расходов за содержание жилья скоро возрастут еще больше, когда во второй половине 2016 года в силу вступит новый налог на недвижимость.
Параллельно серьезно ужесточается контроль за платежной дисциплиной. Осенью депутаты рассмотрят вопрос об увеличении в два раза пени за просрочку оплаты ЖКХ.
А пока коммунальщики, не ограничиваясь одним лишь начислением пени, борются с неплательщиками напрямую, отключая им доступ к услугам за просрочку.
Причем борьба с должниками в России нередко сводится к тому, что «под раздачу» попадают не злостные неплательщики, а те, кто этого явно не заслуживает. Например, когда покупатель жилья сталкивается с тем, что предыдущие жильцы задолжали за квартиру десятки тысяч, но счет выставляют именно ему. Видимо, бороться с настоящим злом система не в состоянии, поэтому перемалывает тех, кто по воле случая попался у нее на пути и дисциплинированно пытается следовать всем законам и правилам.
Но даже если претензии справедливы и должник готов оперативно погасить долг, ему для начала придется ощутить на себе, насколько он беспомощен перед системой.
Так, борьбу с должниками в этом году активизировал и «Мосэнергосбыт». Один из читателей «Газеты.Ru» рассказал редакции, как монополист без постановления суда отключил ему в квартире электричество за долг в 6 тыс. руб. Чтобы вернуть домой цивилизацию, пришлось заплатить 1,5 тыс. руб. — чтобы электрик подъехал по адресу и вновь соединил провода. Это помимо пени, которую «Мосэнергосбыт» начисляет на всю сумму за каждый день просрочки. Причем электрика придется ждать 48 часов. Хотите быстрее — на счет монополиста нужно будет перечислить уже 3 тыс. руб.
Система ЖКХ, несмотря на бесконечные реформы в этой сфере, остается страшно забюрократизированной, неповоротливой, а главное, абсолютно непрозрачной, заточенной скорее на сбор денег, чем на предоставление услуг.
Должникам грозят повышенными пенями и угрозами «отключить свет, газ, телефон», но, как только возникает вопрос к управляющим компаниям — протекла крыша или сломался лифт, начинается долгий марафон с поиском того, кто должен возмещать ущерб жильцам залитой дождем квартиры или компенсировать необходимость подниматься пешком на 25-й этаж с детской коляской. Предоставляющие услуги ведомства обычно пытаются свалить ответственность друг на друга, а то и на самих жильцов — дескать, не умеете правильно эксплуатировать лифт.
Именно поэтому аргумент «а в Европе тарифы еще выше» не работает. Все-таки не в Европе живем. Российских граждан используют сегодня скорее как кошелек, нежели как собственников жилья и заказчиков услуг.
Вводя плату за тот же капремонт, гражданам поясняют: вы в ответственности за свое жилье, в том числе за весь дом, за все общее имущество, а не только за свои квартиры. Но если это так, то и эксплуатировать жильцы должны весь дом: от подвала до чердака.
Например, сдавать в аренду нежилые помещения или собирать деньги за рекламные баннеры на фасадах. Самим решать, сделать ли во дворе платную парковку, и самим думать, куда собранные средства потратить — на возведение во дворе фонтана или на погашение части коммунальных платежей. Тогда бы жильцы куда вернее почувствовали, что они хозяева своего дома, нежели отчисляя деньги на капремонт куда-то в общий котел.
Но власть, выстраивая свою строгую вертикаль, разучилась мыслить нелинейно не только в политическом поле, но и в бытовом.
Принять закон, предусматривающий дифференцированный взнос за капремонт (ведь все дома разные, и по году постройки, и по проекту, и по состоянию), — это слишком сложно, пусть лучше платят все одинаково, а мы потом решим, как эти деньги тратить, когда и на что.
В попытке приучить граждан к платежной дисциплине депутаты намерены принять закон о двукратном повышении пени — с 10% годовых до 23%.
Злостных неплательщиков это вряд ли напугает (маргиналам все равно, сколько не платить), а людей в тяжелой жизненной ситуации может просто подкосить. Вместо того чтобы пойти неплательщику навстречу, предложить схемы погашения долга и другие варианты выхода из ситуации, законодатели все закручивают и закручивают вентиль. Не предлагая никакой альтернативы. И рискуя получить в ответ, в лучшем случае, еще большую армию неплательщиков, в худшем — армию несогласных с такой политикой.