Тишина, с которой была встречена новость о росте цен на электроэнергию, газ и воду, звенит в ушах. Особенно сильно с учетом того, что последние недели все только и гадают, закончатся ли протесты в Армении, начавшиеся с повышения цен на электричество, или все-таки нет.
И хотя в России и тем более в Москве уровень жизни другой, жителей столицы ждут свои радости, которые не знакомы недовольным армянам.
Например, всем москвичам, за исключением льготной категории граждан, скоро придется платить за капитальный ремонт своего дома. Все равно, когда он построен: в позапрошлом веке или неделю назад — вынь да положь 15 рублей за квадратный метр.
Причем, кто будет ремонтировать и нужен ли вообще этот ремонт – никто объяснять не собирается. Более того, делать дома начнут в среднем только через 15-20 лет. Излишне говорить о том, что никакой инстанции, проверяющей, как именно будут расходоваться средства, собранные на капремонт, тоже не создано.
Очевидно, что чиновники руководствуются проверенным принципом «либо сдохнет ишак, либо умрет падишах».
Или сегодняшние плательщики никогда не дойдут до них со своими претензиями, дескать, где же ремонт, или идти будет не к кому — кабинет займут совсем другие люди, которые только разведут руками: не мы, мол, решали, с нас какой спрос. Но платить-то надо уже сейчас.
Еще один сюрприз для москвичей: тарифы на электричество для владельцев многотарифных счетчиков выросли сильнее, чем для тех, кто по старинке пользуется однотарифным. После многолетних лозунгов о создании энергосберегающей державы это особенно впечатляет. Ведь новые счетчики, нередко за собственные деньги, горожане устанавливали как раз в русле этой политики. То есть становились, так сказать, проводниками модернизации, которых теперь банально «кинули»: цены повысили на 13,5%, в то время как остальным только на 7,5%.
Причем формально все честно: в среднем не больше, чем на 10%, как и наказал президент в прошлом году. Но именно этот формальный подход, который оборачивается очевидной дискриминацией, и удивляет больше всего.
Главное здесь даже не само повышение цен — в конце концов, все понимают, что в стране кризис, инфляция, тарифы просто не могут не расти, — а то, как оно проводится.
Многие годы тайной за семью печатями остается, как именно определяется ставка наших платежей, рост тарифов никогда не обосновывается публично и не объясняется конкретными расчетами. Трудно отделаться от ощущения, что государство относится к своим гражданам как к безотказному банкомату с довольно высоким лимитом выдачи денег.
Чиновники привыкают, что люди готовы терпеть и молча соглашаться с их любыми инициативами. Тарифы подняли, и все молчат — прекрасно. Налоги на недвижимость выросли в разы, и все промолчали — значит, можно и дальше повышать. Никто не против платной парковки и эвакуации — значит, платной ее можно сделать до границ МКАД. Раздражения, конечно, много, но общественного резонанса все равно никакого нет. Это еще с учетом того, что проблема ЖКХ издавна считается самой злободневной темой для россиян.
Что уж говорить о переносе выборов в Госдуму, который в среду одобрил Конституционный суд. Перенос вносит сумятицу в базовую для демократического государства процедуру, но мы так и не услышали от представителей власти, зачем этот перенос нужен. Раздраженных и недовольных в этом случае еще меньше — почему бы и не перенести?
Народ принимает все инициативы власти с равнодушной обреченностью. Дескать, делайте, что хотите, только не лезьте… Самый интересный вопрос — куда, если уже и так всюду можно — и в законы, и в кошелек.