Рядовой Госсовет по туризму с учетом, как говорили в советские времена, международной обстановки действительно оказался историческим событием. Во-первых, проходил он в Крыму, в последние полтора года фигурирующем в главных мировых новостях отнюдь не благодаря турпоездкам. Во-вторых, проводил Госсовет лично президент Путин, любой визит которого в Крым вольно или невольно становится политической новостью мирового значения. Но главное не сам этот антураж, а непосредственно тема разговора.
Развитие туризма — одна из немногих мирных тем для России в наше неспокойное, почти военное время санкций, продуктовых костров и обострения противостояния с Западом.
Кажется, заканчиваются деньги на турпоездки за рубеж даже у тех 15–20% россиян, которые раньше могли себе позволить хотя бы Турцию с Египтом. Многие теперь отдыхают дома, а не в Европе или Северной Африке. С другой стороны, резко подешевевший рубль привлекает к нам туристов из-за рубежа. Обе российские столицы традиционно остаются крупными мировыми туристическими центрами. А теперь и остальная Россия с ее богатейшей и разнообразной природой, с уникальным конгломератом религий и культур становится для иностранцев экономически намного более доступной.
Эти нечаянные радости отрасли после прошлогодних кошмаров массовых банкротств туроператоров нужно как-то использовать. Туризм может и должен быть действительно крупной статьей доходов такой страны, как Россия.
Пока же доля туризма в нашем годовом ВВП составляет мизерные 1,5%.
Одной из главных интриг Госсовета оказалась совершенно неожиданная по нынешним временам либеральная идея Министерства культуры отменить визы для транзитных туристов из 20 стран мира. Точнее, позволить этим гостям 72 часа находиться на территории нашей страны без оформления въездных документов. Категорически против был российский МИД.
Видимо, травма от многолетних болезненных переговоров об отмене визового режима с ЕС дает о себе знать — при сохранении нынешних политических отношений с Европой об этом уже можно даже не мечтать.
Увы, для иностранцев особой либерализации туризма, похоже, не случится. Президент выбрал компромиссный вариант между предложениями МИДа и Минкульта: предложил упростить визовый режим только для отдельных групп туристов из стран — членов БРИКС.
Похоже, «геополитика» опять победила здравый смысл.
Хотя ничего страшного для нашей безопасности от того, что туристы из 20 стран мира, в том числе из Австралии и США, жители которых обожают путешествовать и для которых Россия вполне себе привлекательная экзотика, могли бы ездить к нам без виз, не случилось бы. Шпионам визовые препоны явно не страшны.
Нередко иностранцев, даже искренне желающих поехать в таинственную гигантскую Russia, как раз отпугивает суровый порядок выдачи виз. Наши люди, в том числе зачастую обслуживающий персонал в отелях, не говорят по-английски, без чего немыслима современная туриндустрия. И самих россиян, и зарубежных туристов не могут не страшить цены на авиабилеты. Особенно в совершенно замечательные с точки зрения природы, но географически удаленные регионы вроде Камчатки и озера Байкал. Пугает соотношение цены и качества — не каждый турист готов стать «экстремалом» помимо собственной воли. Большие проблемы с дорогами, отелями (их просто очень мало) и прочей инфраструктурой отдыха.
Не способствует привлекательности России и любовь отдельных групп россиян к «особому отношению» на отдыхе. В том же Сочи могут перекрывать целые участки горных трасс для катания вип-персон. А этих самых «випов» становится все больше: теперь ведь далеко не всех чиновников и силовиков выпускают на отдых за границу. А некоторые начальники ради демонстрации патриотизма и сами едут отдыхать целенаправленно в Крым или в Сочи. Только отдыхают там как настоящий привилегированный класс, а наш сервис охотно поощряет такую «туристическую сегрегацию».
Вероятно, иностранцы к таким российским традициям вряд ли отнесутся с пониманием. Да и самим россиянам это не очень приятно.
Не секрет, что в России очень низкая внутренняя мобильность населения — очень немногие переезжают внутри страны с места на место в поисках работы. Мы вообще очень плохо знаем свою страну, даже понаслышке. У нас по-прежнему слабо развит внутренний туризм, и концентрируется он преимущественно на пляжном отдыхе в Сочи и Крыму. На Алтае, Кавказе или Камчатке хотя бы раз побывал ничтожный процент жителей других российских регионов.
В такой ситуации развитие внутреннего туризма —
не только способ финансовой поддержки регионов. Это еще и важная возможность если не реального сплочения нации, то хотя бы лучшего узнавания россиянами самих себя и своей — нашей — страны. Мы ведь в буквальном смысле не очень знаем, где живем.
А въездной иностранный туризм в нынешних политических условиях — едва ли не лучшая возможность переломить негативное восприятие нашей страны, которое накапливается в мире и подтверждается соцопросами. Его надо развивать даже из таких чисто политических соображений, не говоря уже об экономических или социальных.
Именно поэтому открытость, гостеприимство, хорошие дороги, улыбающиеся стюарды, информационные центры для туристов — отличный способ убедить россиян и наших иностранных гостей в том, что Россия — страна великой культуры, замечательной природы и добрых людей. А не мрачных мужиков в ушанках, ходящих по темным заснеженным улицам мрачных заброшенных городов с медведями, балалайками, хоругвями и флагами ДНР.