Как часто бывает в законодательных новациях последних лет, формально закон соответствует мировой юридической практике, но национальный дьявол кроется в деталях.
Сама идея о «праве на забвение» получила правовое оформление в Европе в прошлом году после того, как некий гражданин Испании выиграл суд по поводу статьи, в которой он был назван должником. Газета, ее опубликовавшая, удалять заметку отказалась, сославшись на то, что в момент публикации информация соответствовала действительности. Поэтому претензии перешли к поисковику Google, которому, по решению суда, пришлось удалить ссылку на материал в поисковой выдаче.
Решение вызвало огромный резонанс:
в первый день после судебного иска Google получил свыше 12 тыс. аналогичных требований. Всего же за год их оказалось 270 тыс., а удалить предлагается свыше миллиона ссылок.
Пристальное внимание российских законодателей к новейшим тенденциям в западном праве чревато рядом далеко идущих последствий для отечественной интернет-индустрии и для общества в целом. И нельзя сказать, что эти последствия из разряда радостных и прогрессивных.
Еще в момент первичного рассмотрения законопроекта представители нашей интернет-отрасли были крайне обеспокоены. По данным СМИ, недовольны законом были и в Минкомсвязи, и в профильном комитете Госдумы. Ко второму чтению некоторые предложения профессионалов индустрии вроде как учли,
но получилось так, что лучше бы вовсе не трогали.
Помимо «недостоверной» поисковики теперь должны будут удалять также информацию, «утратившую значение для заявителя». В первоначальном варианте удалению, по желанию гражданина, подлежали сведения о событиях трехлетней и более ранней давности. Теперь нет и этого срока.
И не так уж сложно представить себе требования об удалении информации о покупке каким-нибудь «слугой народа» дворца неопределенной стоимости. Так это же было целую неделю назад, скажет он, и это давно потеряло всякое значение!
Все заботы по удалению информации в России, как до этого в Европе, будут возложены на сами поисковики. Но с одной существенной разницей: в западных странах поисковые сервисы имеют право отказать в удалении ссылок, которые, по их мнению, имеют общественную значимость. Для решения спорных ситуаций был создан специальный надзорный орган, исполняющий функции третейского судьи.
В нашей стране ничего такого не предусмотрели, зато поставили над поисковиками суд.
С самого начала профессионалы интернет-индустрии предположили, что поисковикам будет проще автоматически удалять информацию, чтобы только не ввязываться в судебные прения – с большой вероятностью за собственный счет.
Ведь в нашей стране публичная репутация интересует не многих, но, как правило, весьма влиятельных людей. Некоторые из них, как и тот самый «народный избранник» из нашего примера выше, скорее всего, предпочли бы, чтобы этой публичной репутации не было вовсе. И вспомнили бы о ней разве что перед очередными выборами.
И почему-то кажется, что, даже если поисковики окажутся неожиданно строптивыми и обратятся в суд, вряд ли он непременно примет решение в их пользу.
Благодаря всему этому на наших глазах может создаться своеобразная каста «неизвестных отцов», как у братьев Стругацких, которые будут надежно защищены от слишком пристального внимания своих сограждан.
И это все, не говоря о сугубо экономических аспектах. Установка необходимого оборудования для исполнения «закона о забвении» недешево обойдется нашим интернет-компаниям. К тому же исковое заявление, согласно тексту законопроекта, нужно будет подавать по месту жительства. Интернет-компаниям придется нанять целый штат региональных юристов, а о многих исках они просто не будут знать. То есть принимаются объективно вредящие рыночным компаниям решения, исполнение которых те еще и вынуждены оплачивать из собственных средств.
Между тем интернет-индустрия – одна из немногих, которой Россия действительно может гордиться.
Зарубежные IT-компании у нас постоянно сталкиваются с сильной конкуренцией локальных игроков. У нас есть собственный мощный поисковик, аналогичный есть только в Штатах и Китае.
Теперь же под лозунгами импортозамещения и независимости отечественного цифрового сегмента конкурировать с Западом нашим компаниям станет еще сложнее. И чьими «агентами», интересно, являются депутаты, принимающие такие законы?