Россия вовсе не самая читающая нация. Россияне уже давно читают мало и читают все меньше. Cамыми популярными книгами остаются «женские романы» и детективы. На серьезное чтение соотечественников не хватает. Всего за два года число россиян, которые время от времени читают нон-фикшн (книги по истории, науке, культуре), сократилось со смешных 12% до уже не очень смешных 9.
Более половины жителей страны практически никогда не читает серьезной литературы.
Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз читали книгу и что это была за книга. Если можете вспомнить, значит, вы попадаете в относительно интеллектуальное большинство, которое время от времени знакомится с литературой. По оптимистичным данным ВЦИОМа, 35% не читает вообще ничего.
Книга у нас сегодня — это отвратительно неактуально. Современные романы за редчайшими исключениями выпускаются тиражом от 1 тыс. до 3 тыс. В то время как в Америке, которую наши патриоты часто критикуют за антиинтеллектуализм, тираж современного серьезного романа может достигать 300 тыс. Да, это не показатель образованности, но залог развития любой культуры. Книги там до сих пор в центре обсуждения, все еще предмет новостной повестки. Писатели — звезды наравне с поп-музыкантами, они ездят на гастроли, принимают участие в телешоу, вокруг них крутится общественная жизнь.
Чего, увы, нельзя сказать о России. Сложно поспорить с тем, что книга у нас становится предметом обсуждения в самых редких случаях и в самых узких кругах.
Конечно, кризис чтения в России — процесс сложный и многоплановый, к тому же он находится в общемировом тренде. Место книги везде постепенно заменяют телевизор и интернет. Человек становится все более многозадачным, но теряет возможность сконцентрироваться на чем-то одном. Вы, вероятно, и сами ощущали, как любое более или менее серьезное чтение постоянно прерывает необходимость проверить социальные сети или новостную ленту. Длинные книжные истории не вписываются в ритм современной жизни. Горизонт планирования человека сужается, ему уже не до того, чтобы думать о вечном.
Социологи называют это «трагедией горизонтов».
Здесь есть о чем сокрушаться. Современные медиа — удобный источник информации, но источником знаний по-прежнему остается книга. Именно она учит человека сопоставлять факты, делать выводы, думать. Дает ему возможность для интеллектуального сопротивления пропаганде и манипуляциям, быть безразличным к спекуляциям и слухам.
Чтение — одна из важнейших практик, которые развивают у человека критическое мышление.
Более того, чтение — одна из основных форм социального общения, оно формирует культурный код. Для современной России это особенно актуально. В условиях сильной разобщенности и атомизации общества, когда сосед не знает в лицо соседа, чтение книг, может быть, единственная возможность почувствовать себя частью одной культуры, частью единой страны.
Конечно, многим будет трудно удержать себя от зевка, но защита чтения и литературы — это сегодня, действительно, вопрос национальной безопасности.
Пока же у нас пустуют библиотеки (а некоторые даже горят), закрываются издательства и журналы, вымирает литературная критика, а домашние библиотеки вывозятся на свалку. Утверждение «Книга — лучший подарок» перешло в разряд шутки.
Вероятно, фестиваль «Книги России» предпринят в том числе и с целью преодоления этой проблемы. Осталось понять, можно ли ее решить одним лишь участием президента в книжном фестивале на Красной площади под вокальное сопровождение Захара Прилепина.