«Единая Россия» намерена создать отряд специальных партийных дружинников, которые будут патрулировать улицы и дворы Москвы, сообщает «Коммерсантъ». Обеспечивать безопасность москвичей станут люди «крепкого телосложения» из «околобоевых братств», частных охранных предприятий, бывшие десантники, омоновцы, казаки.
ЕР предупреждает: дружинники будут носить видеокамеры, снимать правонарушения и вешать их на виртуальную «доску позора». Пока не очень ясно, как эта практика будет сочетаться с российскими законами, но в партии обещают, что, патрулируя улицы, люди «крепкого телосложения» будут тесно сотрудничать с мэрией и полицейскими.
Понятно, что в партии в первую очередь озабочены рейтингом. 500–700 добровольцев с партийной символикой (это для начала, обещают инициаторы), патрулирующие московские улицы, разнимающие хулиганов и переводящие бабушек через дорогу, выглядят эффективной рекламой. Никого такие рекламные технологии сегодня не смущают, хотя забавно представить общественно-политическую реакцию, если бы своих дружинников вывели на улицы партии типа «Яблока» и РПР-ПАРНАС. И встретились бы они все дружно где-нибудь в темном закоулке…
Проект созвучен последним политическим веяниям. Активных, патриотически настроенных граждан, ожидающих нового фронта работ по поддержанию и несению этого патриотизма в массы, нужно занимать делом. Таким делом и может стать объединение их в силовые структуры, с помощью которых можно не только ловить торговцев спайсами, но и «обеспечивать безопасность» на митингах.
Вообще, в последние годы у нас стабильно возникают все новые инициативы по введению и распространению дружин. Самыми яркими представителями дружинников стали казаки – колоритные мужчины в шароварах и с нагайками помогают охранять порядок во многих регионах. Особенно запомнились они на сочинской Олимпиаде в потасовке с девушками из Pussy Riot. Во избежание подобных эксцессов прошлым летом для дружинников приняли даже специальный закон – «Об участии граждан в охране общественного порядка» и учредили для них специальные образовательные курсы.
По данным МВД, в России сейчас действуют 42 тысячи «общественных формирований правоохранительной направленности», которые объединяют 402 тысячи человек. Все это происходит под рассуждения о том, что дополнительная помощь со стороны общества государству крайне необходима.
Хотя, судя по количеству силовиков и «околосиловиков» в стране, с безопасностью у нас проблем вообще не должно быть.
Россия занимает первое место в мире по числу полицейских на душу населения (на сто тысяч жителей приходится 565 сотрудников МВД, на втором месте, причем с большим отставанием, идет Турция – 475 полицейских, в США – меньше 300.)
В прошлые годы эффективность работы правоохранительных органов пытались повысить, повально внедряя камеры видеонаблюдения, оснащая полицейские участки современной техникой и проводя чистку кадров по принципу «лучше меньше, да лучше». Но ощутимо эти «инновации» и реформы картины не изменили – людей в погонах в России по-прежнему много, реальной безопасности — мало.
Причем это ощущают все: от владельцев бизнеса, которые очень быстро могут его потерять, до обитателей квартир, которых могут обокрасть; от людей, которые ходят вечерами по темным улицам, до владельцев особняков, к которым пытаются залезть, убивая охраняющих собак.
Бизнес, имущество, жизнь – все может оказаться под угрозой быстрой потери.
Это при том, что людей в погонах «подкрепляет» еще целая армия охранников. По оценкам МВД, больше полумиллиона россиян работают в ЧОПах — частных охранных предприятиях. Это только те, у кого есть лицензия. Если добавить туда еще и «неофициальных», то получим цифру, близкую к миллиону. Получается, что охранников в стране даже больше, чем полицейских.
Охранники, как каждый может видеть ежедневно, у нас везде: в метро, у каждой двери магазина, на входе даже в самый захудалый офис. Книги и диски, одеколоны и шампуни, огурцы и джинсы, департаменты и ООО – все это охраняется денно и нощно. Про «более серьезные» объекты даже говорить нечего: там полки, дивизии, роты.
Попытайтесь представить — 800 тысяч полицейских, миллион охранников, почти полмиллиона дружинников. И это не считая представителей ФСБ, СК, прокуратуры, борцов с наркотиками, гаишников и других.
Однако в стране, где безопасность и порядок остаются едва не главными словами в лексиконе, рядовой гражданин по-прежнему не чувствует себя защищенным. Так, несмотря на рекордное количество охранников порядка, Россия оказалась в числе лидеров по числу убийств – первое место среди стран Европы: 9,7 на сто тысяч населения.
Такая нерадостная картина складывается отчасти потому, что вся эта массовая охрана россиян друг от друга зачастую не выходит за рамки обычной формальности и одной из удобных форм занятости. Ни дружинники, ни охранники никаких серьезных преступников, конечно, не ловят. Разве что частично освобождают полицейских от охоты за курильщиками.
Поэтому от еще нескольких тысяч дружинников в Москве толк вряд ли будет. А вот дополнительных источников конфликтов может прибавиться. По крайней мере, если подобные объединения людей из «околобоевых братств» и, правда, будут патрулировать митинги оппозиции.
Тут, кстати, есть повод задуматься не только о том, увеличат ли дружинники нашу безопасность или нет. Любопытна сама тенденция повальной милитаризации мужского населения, а главное, ее неочевидный для страны экономический эффект.
Непозволительно большой процент мужчин занят сегодня в России в системах охраны и наказания.
Неужели это единственное приоритетное направление, куда сегодня можно направить отечественных мужчин в самом расцвете сил? Нигде больше в российской экономической, социальной жизни они не требуются?
Если так пойдет и дальше, скоро можно будет обнаружить, что поднимать экономику страны особенно-то и некому. Все охраняют гражданский покой.