По информации «Коммерсанта», сегодня, 9 апреля, предложение братьев-режиссеров должно было обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича с участием представителей Минэкономики, Минпромторга, Минсельхоза, администраций Московской и Калужской областей.
Напомним подробности: на запуск пилотного проекта по открытию сети кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!», который принадлежит Юлии Высоцкой, партнерам нужно около 1 млрд руб., окупить эти затраты они планируют примерно через пять лет.
Помимо кафе бизнесмены намерены открыть региональные фабрики-кухни, которые будут снабжать «на 30–40% региональными продуктами» не только заведения под брендом «Едим дома!», но и социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты. Пилотные проекты предлагается реализовать в Московской и Калужской областях: там построят две фабрики-кухни, откроют 41 кафе и 91 кулинарию.
Собственно, делая акцент именно на «социально-политическом характере проекта» (будут в числе прочего кормить детишек в детдомах), братья просят поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ.
От простоты и изящества такого «бизнес-плана» вздрогнули сегодня многие. В соцсетях шутят: «То есть они возьмут миллиард и будут есть дома? Или они возьмут миллиард, а мы будем есть дома? Хотелось бы как-то поточнее понять концепцию».
Если поточнее, то она такова: мало того что государство с рыночной экономикой, финансирующее коммерческий проект, — само по себе нонсенс, так будущие рестораторы закладывают в бизнес-план и верный рынок сбыта в виде интернатов и детдомов.
Действительно, если обычный клиент предпочтет есть дома, чем в «Есть дома!», то сиротам выбирать не придется.
Хотя для людей кино эта бизнес-схема привычна: большинство фильмов снимается с участием государственных денег, которые в прокате зачастую никак не отбиваются и в бюджет не возвращаются. Как это было в случае с фильмом Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние», считающимся одним из самых дорогих фильмов и самым большим кассовым провалом в российском кинематографе — картина собрала всего 20% от бюджета.
В самом желании составить конкуренцию «Макдоналдсу», конечно, нет ничего плохого. Мало того, зайдя на любой фудкорт, этих конкурентов и сегодня легко увидеть: бок о бок защищают страну от бигмаков «Теремок», «Русские блины», «Крошка-картошка» и многие другие сети, торгующие кашами, пирожками, салатами и т.д. — то есть ровно тем ассортиментом, которым хотят накормить страну Михалковы-Кончаловские.
Если предпринимателям-режиссерам кажется, что рынок недостаточно насыщен, можно взять кредит и начать свое дело. Скорее всего, они бы легко получили и льготный кредит, а не под 15–20%, как никому не известные фермеры. Практически каждый из нынешних рестораторов, в том числе сетевиков, может рассказать историю начала своего бизнеса, в которой были и проданные единственные квартиры, и многие другие риски.
Но историй, когда частный бизнес рискует лишь бюджетными деньгами, кажется, в таком чистом виде пока не было.
В свое время в Москве под патронатом Лужкова запустили сеть «Русское бистро» — тоже своего рода ответ «Макдоналдсу». Денег из бюджета в нее напрямую не вкладывали, но преференции в виде аренды лучших точек в городе и гарантии лояльного отношения проверяющих служб, как подтвердит любой предприниматель, — это уже немало. Несмотря на все преференции, сеть довольно быстро прогорела: и ассортимент, и цены не привлекли клиентов. Даже позднее разрешение торговать спиртным уже не спасло «Русское бистро» от разорения.
Любая крупная сеть общепита в мире, как тот же пресловутый «Макдоналдс», история которого широко известна, выросла из малого бизнеса — именно потому, что за нее голосовали кошельком клиенты. У нас же, с подачи семьи Михалковых, народ опять планируют накормить сверху, расталкивая конкурентов именем президента и рискуя не своими, а бюджетными деньгами.
Со стороны все это выглядит как откровенная монетизация патриотизма: дескать, мы за вас, господин президент, готовы «бесов гнать» по всей стране, но и вы не оставьте без кормления. Кстати, тот же недавно назначенный гендиректором Новосибирского оперного театра господин Кехман тоже начал свою деятельность с закрытия театра на реконструкцию, которую должен щедро оплатить Минкульт. Патриотизм нынче в цене.
Ну а тем отечественным производителям, у которых нет прямого выхода на президента, остается воспользоваться предложением РПЦ: с середины апреля в Москве будут проходить молебны в помощь российским фермерам и сельскому хозяйству в целом.