Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Встреча с русским

Виктория Волошина с открытия первого европейского филиала Русского музея

Когда в Петербурге проходил съезд националистических партий Европы, на юге Испании, в городе Малаге, готовились к открытию первого европейского филиала Русского музея, привезя туда в числе прочих работы Кандинского и Шагала. Художников, чьи работы нацисты называли «дегенеративным искусством» и выбрасывали из музеев оккупированных стран. Сегодня история оценила, кто чего стоил на самом деле, хотя, кажется, до сих пор еще не все это поняли.

В Малагу, на родину Пикассо (еще один «дегенерат», по версии Третьего рейха), сотрудники Русского музея привезли около 200 картин и скульптур, от средневековых икон до работ Левитана, Венецианова, Айвазовского, Филонова. По словам директора Русского музея Владимира Гусева, предложение поступило от испанской стороны. Превратив бывшую табачную фабрику в первоклассное музейное пространство «Табакалера», городские власти искали достойного партнера и были рады приблизить к Малаге Россию.

Все расходы по открытию филиала взяла на себя испанская сторона, причем не столько городские власти, сколько спонсоры, в числе которых много выходцев из России — в Малаге еще со времен первой эмиграции из большевистской России сложилась большая русскоязычная община. Пополняется она и сегодня.

Впрочем, спонсоры надеются, что проект не окажется чисто меценатским: в Малагу приезжает около 10 млн туристов в год, и даже если хотя бы 150 тыс. из них придут в музей, заплатив за вход по €6, то вложения довольно быстро окупятся. Тем более что

экспозиция впечатляет даже тех, кто не раз бывал в самом Русском музее: 80% ее составляют экспонаты из запасников, которые нечасто можно увидеть и в России.

К тому же ежегодно в малагском музее будет работать не одна, а целых три выставки — основная, обновляемая раз в девять месяцев, и две временные, тематические. Уже известно, что первую временную экспозицию «Эпоха Дягилева» сменит в июле выставка Павла Филонова, потом привезут Шагала, Кандинского, Малевича...

Все надписи, кинопоказы и экскурсии в музее на трех языках — испанском, английском, русском. «Одна из задач экспозиции — рассказать европейцам о нашей жизни, о российских традициях», — говорит замдиректора Русского музея Евгения Петрова, проводя первую экскурсию по залам. Следуя за ней, пытаюсь оценить «российские традиции» глазами европейцев: так ли мы далеки друг от друга, как заявляют сегодня об этом отечественные политики-патриоты?

Вот Евгения Петрова показывает на полотно Константина Маковского «Поцелуйный обряд». Женщины в Средние века не участвовали в мужских застольях, рассказывает она, но в некоторых случаях их приглашали развлечь гостей. Действие, изображенное на полотне, происходит в Грановитой палате Кремля. Молодая жена пожилого сановника должна, прикоснувшись губами к кубку с напитком, передать его молодому гостю, а тот в благодарность поцеловать ее в щеку. Маковский демонстрирует ревность старого мужа, который внимательно наблюдает за этой парой, пытаясь уловить, есть ли между ними симпатия.

Петрова обращает внимание на детали картины: по российской традиции, говорит она, кто-то уже спит лицом в тарелке, кто-то валяется под столом, кто-то готов продолжать до утра...

На лицах испанских журналистов — полное понимание процесса, если не поцелуйного, то питейного точно: им эти традиции явно не чужды.

В том же зале картина из серии «нравы русских государей» — работа Григория Седова «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву». У этого сюжета в жизни было продолжение, добавляет Петрова. Пока царь любовался на жену, она во сне произнесла имя другого человека и — еще по одной русской традиции — была сослана в монастырь. Это, конечно, не самое страшное преступление Ивана Грозного: во время его царствования в России тысячами казнили совершенно невинных людей. Впрочем, в ту же эпоху правители европейских стран — испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX — занимались тем же самым, заживо сжигая «еретиков» на глазах у огромной толпы. И тут мы с европейцами, получается, недалеко ушли друг от друга.

Расходиться стали позднее, миновав Средневековье.

Традиции ленинских и сталинских времен наглядно просматриваются на судьбах наших художников-авангардистов, которые прославили русское искусство на весь мир, но очень быстро стали изгоями в своем отечестве.

У работы Павла Филонова «Две головы» Евгения Петрова рассказывает, как после смерти художника в блокадном Ленинграде его сестра на саночках привезла всю его коллекцию — около 300 работ — в Русский музей. Но до конца 1980-х годов музею было запрещено их выставлять и показывать за рубежом. Так что всемирная слава пришла к Филонову совсем недавно.

Впрочем, и при жизни он творил скорее вопреки, чем благодаря: в 1929 году его первая выставка в Русском музее была запрещена, после чего началась настоящая травля художника и его учеников. Филонова обвиняли в создании непонятного и даже враждебного трудовому народу искусства. Основанное им общество «Мастера аналитического искусства» было разогнано, Филонов фактически лишился работы и средств к существованию.

Чтобы как-то прокормить себя и жену, ему приходилось рисовать портреты вождей «по фото», полулегально преподавать своим бывшим ученикам. И при этом он оставался истинным патриотом страны: живя впроголодь, никогда не продавал и практически не дарил свои картины, храня их для русского музея аналитического искусства, о котором он мечтал всю жизнь. И это при том, что на его работы находились покупатели за границей — в Европе и Америке. Тем не менее от всех предложений по продаже он всегда отказывался, объясняя это тем, что его картины должен сначала увидеть отечественный зритель.

Не менее трагична и судьба Казимира Малевича: в Малаге можно увидеть его картину «Мальчик (Ванька)». В середине 1920-х годов его начали травить в России как «мистика и формалиста», после разгромной статьи в «Ленинградской правде» уволили с должности директора Института исследований культуры современного искусства, а сам институт закрыли. Позже арестовали, потом выпустили, но работать практически не давали. В 1935 году Малевич умер после тяжелой болезни в нищете.

Сегодня произведения Малевича наряду с работами Филонова, Кандинского, Родченко, Татлина и других авангардистов счастливы показывать в своих залах самые знаменитые музеи мира.

И если еще вчера казалось, что от такой российской традиции — не давать художникам работать при жизни, получая дивиденды от их творчества после смерти, — в России давно отказались, то, судя по происходящему вокруг оперы «Тангейзер» и не только вокруг нее, эта традиция не прервалась и сегодня. В отличие от «поцелуйного обряда» и ссылки царских жен в монастырь.

В последнем зале филиала Русского музея в Малаге — произведения соцреализма, который с 1932 года, сменив «чуждый народу» авангард, стал официальным советским стилем. «Прокатный цех завода «Серп и молот» (Василий Рождественский), «Председатель сельсовета Дарья Прохорова» (Софья Дымшиц-Толстая), «Турбокорпус завода «Электросила» (Вячеслав Пакулин), «День выборов в Верховный Совет СССР» (Александр Волков) — подобными сюжетами идеализации советской жизни и прославления руководителей страны пополнялись отечественные музеи и галереи практически до конца 1980-х годов. Счет подобным работам, зачастую выполненным очень хорошими рисовальщиками, идет на тысячи, вот только интереса к этому периоду русского искусства немного — и в Малаге зал соцреализма не вызвал у посетителей особых эмоций, кроме легких улыбок.

Впрочем, вполне возможно, что работы в стиле «с каждым днем хорошеет родная страна» вызовут куда больший энтузиазм на Кубе — еще один филиал Русского музея, скорее всего, откроется именно в Гаване.

Новости и материалы
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
Все новости