Один из ключевых элементов делового климата в любой стране — легкость и простота процедур начала бизнеса. Что касается субъективных оценок простоты начала и расширения бизнеса, мы спрашивали у респондентов, насколько просто создать новую компанию и насколько легко существующей компании выйти на рынок другого региона.
Более половины компаний уверены, что начинать свой бизнес на сложившемся рынке в регионе сложно.
Пусть эта доля снизилась с 2013 года на 7,3%, она по-прежнему очень высока, как и барьеры на пути новых «игроков», желающих занять свою нишу в экономике регионов. Об этом свидетельствует сокращение числа тех респондентов, которые утверждали, что начать новый бизнес в регионе легко.
Насколько легко начать бизнес в регионе, в котором работают компании респондентов (%)
Аналогичная ситуация складывается с выходом существующих компаний на новые рынки.
По сравнению с результатами 2013 года доля негативных оценок возможности выхода существующих компаний из другого субъекта РФ на рынок региона, в котором работает респондент, стала ниже на 11,9%, то есть в 2014 году респонденты видят некоторое снижение барьеров на пути освоения новых рынков для компаний. В 2014 году более трети компаний считают, что выйти на региональный рынок легко (в той или иной степени), в 2013 году эта доля составляла 37,6%.
Эти результаты близки к оценкам уровня недобросовестной конкуренции, полученным в рамках опроса РСПП. Чуть более 20% респондентов назвали недобросовестную конкуренцию одной из наиболее острых проблем для ведения предпринимательской деятельности в России, при этом уровень озабоченности этой проблемой растет.
Более половины компаний (52,2%) указали в 2014 году, что их организации сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции в единичных случаях, регулярно — 22,5%.
Насколько легко компании из другого региона выйти на рынок субъекта РФ, где работает компания респондента, в 2013–2014 годах (%)
Есть и более объективный показатель легкости начала дела — как быстро можно создать новую компанию. Медианное значение длительности процедур в соответствии с опросом — 27 дней, что больше результатов Doing Business (8 дней), но не так сильно отличается от Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (средние результаты группы лидеров — 10,95 дня, средние результаты группы «аутсайдеров» — 21,47 дня).
Данное различие связано с тем, что, во-первых, методология опроса РСПП отличается от методологии Doing Business и Национального рейтинга, которые оценивают стандартные процедуры регистрации компании, тогда как РСПП просит оценить срок, который требуется организации с момента сдачи документов на государственную регистрацию до получения всех документов, необходимых для начала деятельности, во-вторых, в Doing Business включены результаты только по Москве и Санкт-Петербургу, а пилотный Национальный рейтинг включал результаты только 21 региона.
Необходимо отметить, что сама процедура регистрации предприятий не вызывает особых сложностей: ФНС России сделала очень много для упрощения процедуры и максимального перевода ее в электронную форму.
Тогда как остальные элементы, характеризующие простоту начала деятельности компании, — получение финансирования, доступ к недвижимости, получение лицензий (если это необходимо) и другие — являются серьезными барьерами для новых компаний.
Программы поддержки малого и среднего бизнеса лишь частично сглаживают остроту существующих проблем. Требуются универсальные, системные меры по улучшению деловой среды, которые мы и планируем обсудить на традиционной Неделе российского бизнеса, проходящей с 16 по 20 марта.
Автор — президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)