Четыре года назад, когда Сергей Собянин стал мэром Москвы, Дмитрий Медведев начал продвигать идею создания в столице Международного финансового центра (МФЦ). Одной из главных причин, по которой эта идея казалась тогда труднореализуемой, называлась проблема хронических пробок в Москве. На борьбу с дорожными заторами стали выделять огромные ресурсы, а городские чиновники получили карт-бланш на решение этой проблемы.
Об идее превратить Москву в МФЦ, кажется, уже многие забыли. Зато бюджет на борьбу с пробками продолжает осваиваться, а водители получили новые «услуги» в виде платных парковок и эвакуации.
Сильнейший снегопад в Москве 25 декабря вновь заставил москвичей говорить (причем не всегда приличными словами) об одной из главных городских проблем. В Москве возникли рекордные за всю историю наблюдений пробки. Символично, что в этот же день столичные власти ввели очередную зону платных парковок. Из-за обильного снегопада максимально возможная десятибалльная загруженность дорог сохранялась в городе больше полусуток. Была зафиксирована самая длинная пробка за последние годы – она растянулась на 60 км. Средняя скорость движения на многих участках составляла всего 2–3 км/ч. Пробки в городе сохранялись даже ночью. И уже на следующий день город вновь сковали многокилометровые заторы.
В очередной раз у москвичей было немало претензий и к уборке дорог техникой, за которую отвечает департамент ЖКХ. И хотя в ведомстве отчитались, что на дороги вышли 11 тыс. единиц спецтехники, судя по огромным сугробам на дорогах, со стихией они явно не справлялись.
Сильнейший снегопад — это, конечно, форс-мажор, хотя снег зимой в России не редкость. Но этот форс-мажор лишь подчеркнул, что ситуация с заторами в Москве не меняется к лучшему.
Как же московские власти борются с пробками? Чиновники постоянно ссылаются на международный опыт, но выбирают почему-то исключительно платные «услуги» для водителей и дискриминационные меры.
Однако почти никто из столичных чиновников уже и не вспоминает, что в Москве катастрофически не хватает парковочных мест. В мегаполисах строительство подземных и многоуровневых паркингов — обычное явление, но только не в Москве. Пользователи интернета распространяют презентацию (правда, ее подлинность пока не установлена), в которой предлагается сократить количество парковочных мест, а по сути, вынудить людей вовсе отказаться от использования личных автомобилей. Это укладывается в концепцию создания невыносимых условий для рядовых московских автомобилистов, чтобы те, наконец, стали отказываться от собственных автомобилей. По оценкам главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, с дорог города нужно «убрать» полмиллиона машин.
На очереди, видимо, введение платного въезда в город. И хотя столичные власти отрицают наличие у них подобных планов, по данным источников «Газеты.Ru», в департаменте транспорта от этой идеи не отказались, а только притормозили ее на фоне неблагополучной экономической ситуации в стране. Как только кризис рассосется, вопрос введения платного въезда наверняка вернется в повестку дня. Также как перед мэрскими выборами 2013 года столичные власти категорически отрицали, что расширят зону платной парковки за пределы Бульварного кольца, а уже через три месяца парковка расползлась до Садового.
Всё это время общественный транспорт как альтернатива автомобилям развивается крайне медленно, в отличие от тех же платных парковок и эвакуации.
Метро всё так же перегружено и в час пик превращается в кромешный ужас, несмотря на хипстерские стрелочки на станциях и Wi-Fi, которые не имеют отношения к модернизации самого движения. И даже рекордный контракт на поставку новых вагонов вряд ли изменит ситуацию под землей.
Общественный наземный транспорт тоже пока не может стать альтернативой автомобилю. Новые маршруты ввести практически невозможно: мешает всё та же загруженность трасс. Существующие неудобны и становятся заложниками тех же пробок: на большинстве городских трасс физически нет места для выделенных полос. 25 декабря в интернете тиражировали фотографии того, как пассажиры толкают забуксовавший в снегу автобус — комичная и в то же время грустная метафора ситуации с общественным транспортом в городе.
Зато в нагрузку к пробкам москвичи получили платные парковки. Примечательно, что чиновники позаботились о себе: бесплатной она осталась только у некоторых госучреждений.
Обеспечен огороженной парковкой (ее даже расширили в этом году) и департамент транспорта, чиновники которого активно призывают москвичей пересаживаться на метро и автобусы.
Дополнительные сборы с водителей были организованы с возвращением тотальной эвакуации автомобилей. От горожан постоянно идут жалобы на высокие расценки и унижение в многочасовых очередях на спецстоянках. Причем зачастую машины увозят и у тех, кто вообще ничего не нарушал. На это столичные власти спокойно предлагают обращаться в столичные суды, как будто не знают, сколько понадобится на обжалование времени и сил. И ради чего?
Вся борьба с пробками свелась к тому, что москвичи платят за нее дважды: как налогоплательщики, пополняющие городской бюджет, и непосредственно из собственного кармана за платные парковки и эвакуацию.
Пробки в городе устанавливают исторические рекорды. Зато у городских чиновников и частных компаний, участвующих в дорогостоящих тендерах, появилась дополнительная надежная статья пополнения доходов. И все это преподносится под соусом, что сами москвичи поддерживают методы столичных властей. Впрочем, согласно последнему опросу Левада-центра, против платной парковки в пределах ТТК выступают две трети горожан.