Синод католических епископов, прошедший в Риме, вызвал большой резонанс во всем мире. Синод был посвящен проблемам семьи, а ни для кого не секрет, что католическая церковь придерживается на этот счет весьма строгих взглядов: не допускает к причастию разведенных, строго осуждает добрачные связи, не говоря уже об однополых браках.
Между тем нравы смягчаются, молодежь из католических семей, прежде чем идти под венец, заводит любовные связи, число разводов среди католиков растет, гомосексуальные союзы признаются властями таких традиционно католических стран, как Испания.
Вот папа Франциск и собрал своих епископов на откровенный разговор — как церковь должна реагировать на растущий разрыв между реальностью и собственным моральным учением. Затем мнения участников систематизируются, но выводы появятся через год, когда Синод соберется вновь.
Пресса освещала Синод в привычном духе, то есть с драматическими преувеличениями и сенсационными разоблачениями, поэтому он предстал перед публикой в виде телесериала.
В первой серии ушлые либералы сумели обвести вокруг пальца консерваторов и оправдать разводы и внебрачные и однополые связи. Во второй разгневанные консерваторы подняли бунт, а в третьей — вынудили либералов с позором отступить.
Что же произошло на самом деле?
Начать с того, что никто на Синоде не посягал на догматы и не собирался менять католическое учение о браке. Речь шла совсем о другом, а именно о двух разных подходах к нему — доктринальном и пастырском.
Первый заключается в том, чтобы держать учение в целости и сохранности, не меняя его ни на йоту, потому что греховная человеческая природа только и ждет повода, чтобы освободиться от оков морали. И тогда мало не покажется никому. Пастырский подход основан на милосердии, пастырю следует не только метать громы и молнии, искореняя грехи, но и лечить духовные раны.
Ни в том, ни в другом подходе нет ничего нового, и напряжение между ними существовало во все века христианской истории.
В католической церкви в последние десятилетия возобладал доктринальный подход. Дело в том, что Второй Ватиканский собор провел широкие реформы, и Ватикан, дабы избежать раскола, сделал акцент на сохранении доктрины. Этим и занимались два предшественника нынешнего папы — Иоанн Павел II и Бенедикт XVI. А теперь папа Франциск решил, что наступило время напомнить о милосердии. И созвал Синод, чтобы найти равновесие между двумя подходами.
Оказалось, что сделать это очень непросто. Например, кардинал Вальтер Каспер настаивал на том, что немилосердно отлучать от причастия разведенного католика, а ему возражали, что брак в принципе не может быть расторгнут и супруги могут законно расстаться только в том случае, если церковь аннулирует брак, то есть признает его несуществовавшим.
Возникали коллизии и по другим острым вопросам. «Возьмем случай двух гомосексуалистов, которые жили вместе 35 лет и заботились друг о друге до конца жизни, — рассуждал кардинал Рейнхардт Маркс. — Как я могу утверждать, что в этом нет моральной ценности?»
Безжалостный ригоризм ведет в тупик. Но ему возражали, что такая постановка вопроса посягает на определение брака как священного союза между мужчиной и женщиной. И так далее и тому подобное. Напряжение между двумя подходами породило сложности с формулировками.
В предварительном документе, оглашенном в середине работы Синода, прозвучали слова, которые в большей мере отражали пастырское начало. О гражданских браках было сказано, что в них «можно увидеть подлинные семейные ценности или по крайней мере стремление к таковым».
Но наибольшую сенсацию вызвала фраза «гомосексуалисты обладают дарами и качествами, которые могла бы оценить и христианская община, но способны ли мы приветствовать этих людей и гарантировать им братское отношение?».
Однако подобные фразы показались слишком смелыми сторонникам доктринального подхода и исчезли из итогового документа. Дело в том, что окончательные формулировки принимались двумя третями голосов, поэтому финальный отбор не прошел параграф о гомосексуалистах, против которого особенно рьяно возражали епископы из Африки и Латинской Америки, а разведенным католикам не обещали ничего конкретного и лишь призвали терпеливо сохранять верность церкви и уповать на лучшее.
Среди ригористов оказался (кто бы сомневался) и православный гость Синода, глава дипломатического ведомства РПЦ, митрополит Иларион. Более того, в своем выступлении он превзошел самых рьяных защитников доктринальной чистоты католицизма, которые все же не исключали диалога со светским обществом.
Напротив, православный гость с порога призвал католиков и православных дать совместный бой секулярным врагам, беззастенчиво «манипулирующим понятиями свободы и толерантности».
Уделив минимум внимания пастырским особенностям православия (разрешению повторных браков), он неожиданно сменил тему. И обвинил украинских грекокатоликов в том, что те поддерживают православных «раскольников» в их борьбе против Московского патриархата. Словно выступал не перед католической аудиторией в Риме, а перед собранием православных патриотов в Москве.
Результаты дали о себе знать незамедлительно. Глава униатов архиепископ Святослав Шевчук рассказал прессе, что никогда не получал такую поддержку со стороны католических епископов, как после выступления митрополита Илариона.
Похоже, планы последнего на православно-католическую кампанию против погрязшего в грехе общества ожидает нелегкое будущее.
В заключительном слове папа Франциск вновь призвал искать баланс между доктринальным и пастырским подходами. С одной стороны, нужно отвергнуть соблазн «ложного милосердия», которое не врачует духовные раны, а лишь усугубляет их, с другой — отказаться от доктринальной ригидности, которая отталкивает паству от церкви.
Епископы встретили речь долгой овацией. Возможно, к их восхищению папской риторикой примешалось и чувство облегчения. Свою часть работы они проделали, две недели кряду обсуждая проблемы сексуальных отношений и брака. Согласитесь, для давших обет безбрачия немолодых людей задача не из простых. Но самые нелегкие решения по конкретным вопросам предстоит через год принимать папе. Теперь вся ответственность на нем.