Руководство ДНР ведет переговоры о поставках российского газа в Донбасс, заявил в четверг министр госбезопасности самопровозглашенной республики Леонид Баранов. По его словам, переговоры проходили в Москве «на самом высоком уровне»: «У нас отдельная ветка, нам гарантировали поступление газа. Труба заходит в Луганскую область и выходит в Донецкой, мы, две единственные области, в целом не зависим от Украины вообще», — пояснил он.
Разговоры о том, что уже с середины сентября самопровозглашенные республики собираются переходить на российские рубли, а также заявления лидеров ДНР и ЛНР о том, что они не претендуют на расширение контролируемой территории, свидетельствуют о намерении этих образований вести себя как самостоятельные государства. Не без помощи России — рубли и газ-то российские, не говоря уже о моральной поддержке.
Выборы в Раду 26 октября в ДНР и ЛНР проводить также не собираются. Непонятно, намерены ли ополченцы брать Мариуполь, чтобы иметь выход к морю, или согласны ограничиться Донецкой и Луганской областями. Часть из них они не контролируют и сейчас, но должны контролировать по мирному плану Путина, который, похоже, предписывает уход украинских войск со всех территорий двух областей и отсутствие украинского погранконтроля на части границы этих областей с Россией.
Из плана Путина автоматически вытекает вопрос о статусе этих территорий. Присоединять их по образу и подобию Крыма Россия явно не собирается — это гарантированная гражданская война уже на территории нашей страны. Но готова ли она признать их независимость, если, например, Украина попытается силой вернуть контроль за этими территориями или получит от США статус главного союзника вне НАТО?
В любом случае ДНР и ЛНР становятся территориальными бомбами под Украину по образу и подобию Приднестровья для Молдавии, Южной Осетии и Абхазии — для Грузии.
Сделать ДНР и ЛНР территориями российского влияния и ограничения прозападного вектора в украинской политике Россия может. Однако понятно, что в составе государства (Украины) не может существовать часть территории со своим языком (это еще как раз возможно), валютой другой страны (России) и возможностью вести прямые торговые переговоры с этой «другой» страной.
Способен ли пойти на вариант отделения ДНР и ЛНР Петр Порошенко? Обсуждалась ли такая возможность в ходе встречи президентов Украины и России в Минске и в ходе их телефонного разговора 3 сентября?
До выборов в Раду 26 октября, на которых Порошенко рассчитывает получить большинство в новом составе парламента, такой вариант, скорее всего, исключен. Хотя сегодня президент Украины заявил, что режим прекращения огня может быть объявлен уже в пятницу, если состоится встреча контактной группы в Минске. В любом случае на уровне политической риторики Украина и позже не смирится с потерей Донбасса, как не смирилась она с потерей Крыма. Но де-факто Украина может возложить ответственность за зиму в Донбассе на Россию — тем более что у самой Украины нет денег на содержание разрушенного войной промышленного региона. Из тех 10,5 млрд долларов внешней помощи, которые Киев рассчитывает получить до конца года, более 9 млрд пойдет на выплату внешних долгов. А ведь еще необходимо финансировать военную операцию, включая закупки вооружений в странах бывшего советского блока.
России перемирие сейчас выгодно не меньше, чем Украине, — скрывать участие российских военных в наступлении ополченцев становится все труднее не только от международного сообщества, но и от получающих груз-200 родственников российских солдат-«отпускников». Конечно, если затянуть переговоры до зимы, то власть в Киеве может рухнуть под грузом собственных проблем, и тогда территория Новороссии нечаянно сможет увеличиться в разы без всякой военной операции, исключительно по воле граждан, не стремящихся голодать и мерзнуть.
Остается главный вопрос: зачем вообще Донбасс (ведь это даже не Крым, не говоря уже о крошечных Абхазии и Южной Осетии) нужен России? Есть мнение, что российский президент именно так воспринимает безопасность страны, практически везде по границе прикрывая страну бедными, несамостоятельными, не имеющими никакого правового статуса в мире, зато полностью зависимыми от России территориями. Примерно так мыслили безопасность в Европе в Средние века.
Альтернативная точка зрения предполагает, что с помощью «полуроссийского» Донбасса Россия сможет усилить экономическую зависимость Киева. К примеру, до половины всей электроэнергии на Украине производят из угля, 70% угля дает Донбасс. Сейчас, дабы страна не осталась без электроснабжения, Киев спешно ведет переговоры с ЮАР и США, планируя потратить на закупки $700 млн. Ирония судьбы в том, что разгрузить этот импортный уголь можно только в Мариуполе, где есть соответствующий терминал.
ЕС и США отдают себе отчет в том, что прекратить огонь со стороны «ополченцев» может только Россия — не зря и представители НАТО, и в ОБСЕ сегодня одобрили наличие мирного плана Путина.
Тем не менее шансов на официальное международное признание у Новороссии не больше, чем у Абхазии с Южной Осетией и Приднестровья.
В этом смысле любая сделка по «замораживанию конфликта», о которой вчера намекнули в окружении Порошенко, будет восприниматься как промежуточный этап в геополитической схватке за Украину. Ведь если не случится полного раздела Украины между другими государствами, Россия все равно потеряет эту страну как своего политического вассала — отношения Украины, России и потенциальной Новороссии, основанные на таком «мирном» договоре, а по сути на капитуляции украинских властей, не могут быть прочными.
Даже устойчивое перемирие, которое однозначно лучше войны и которое все равно уже не повлияет на степень доверия к президенту России на Западе, не является способом решения проблемы Украины, не говоря уже о восстановлении отношений России с Западом. Нынешняя украинская власть не согласится восстанавливать Донбасс без его однозначно закрепленного статуса внутри Украины. А если Россия позволит Донбассу перейти на рубли и начнет поставлять туда газ напрямую, в глазах Украины и мирового сообщества это станет однозначным свидетельством того, что Россия отторгла Новороссию и является стороной конфликта.
Скрыть поставки газа еще труднее, чем поставки «находящихся в отпуске» или «случайно заблудившихся» на границе десантников.
Скорее всего, стратегия Москвы сегодня та же, что была и в ноябре 2013 года, когда Виктор Янукович отказался под давлением из Кремля подписывать договор об евроассоциации. России нужна не только Новороссия, а вся Украина, если не дружественная, то хотя бы нейтральная, связанная с нашей страной прочными торговыми связями. И в этом смысле сделка по Новороссии, если она состоится, будет лишь новым этапом длинной и сложной партии.
Вот только Запад вряд ли безропотно сдаст Украину, как в 2008 году сдал Грузию, и в этом случае последствия для России могут оказаться болезненными. Новая неизбежная гонка вооружений, необходимость вкладывать миллиарды долларов в Крым и в разоренную войной обширную территорию в теле Украины на фоне санкций и собственных нарастающих экономических проблем потребуют от Кремля неординарных решений. В экономике «вежливые люди» — не помощники.