Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Мы не клянчим

Анна Старобинец о том, что важнее — еда или ценности

Когда я читаю в фейсбуке обсуждение пищевых санкций, я думаю о нашей семье. У нас в семье обычно бывает так. Мы с мужем, например, едим на ужин запеченную в духовке индейку. В чесночно-сливочном соусе. А наш пуделек Кокос встает на задние лапы, передние ставит мужу на колени, преданно заглядывает ему в глаза и трясется всем телом.

— Ты что клянчишь?! — с негодованием спрашивает пуделька муж. — У тебя есть своя еда! В миске.

Пуделек тогда ужасно смущается, чувствует себя виноватым, неприязненно косится на миску, рушится на пол и, гремя медалькой на ошейнике, ползет ко мне. И снова встает на задние, преданно заглядывает и мелко трясется.

И тогда я говорю пудельку — строго, спокойно и с расстановкой:

— Кокос. Мы. Не. Клянчим. У нас есть чувство. Собственного. Достоинства.

Кокос печально сползает под стол и, звякнув медалькой на ошейнике, ложится у нас в ногах.

— Ну, вообще говоря, это мы с тобой, Ань, не клянчим, — говорит муж, отрезая себе кусок птицы. — А вот он — клянчит. Причем регулярно. Тебе красного подлить?

— Клянчит, — соглашаюсь я. — Подлей. Но надо ведь его от этого отучать. Все-таки он хоть и пудель, но член семьи. А в нашей семье — не клянчат. Хорошее вино. Аргентинское?

— Испанское…

…Это я все к чему? Допустим, мой муж — это как бы Путин. А я — это как бы Медведев (ну или наоборот, без разницы, как вам больше нравится). А пуделек, он тогда, наверное, либерал.

— Вот раньше вы ему давали со стола, поэтому он теперь клянчит! — кричит из детской дочь. Она покладистая девочка и очень нас любит. Пусть она, кстати, будет как будто бы патриотом, но только на минуточку, ради аналогии.

— Кокосик, тебе нельзя со стола! Не надо клянчить то, что для тебя вредно! Вот мне нельзя много шоколада — и я не клянчу. Тем более у тебя есть своя еда, в миске!

Ведь мы же не звери какие-нибудь. Мы любим нашего пуделька. И нашу дочку. Просто ей действительно нельзя есть много шоколада. А ему действительно нельзя есть запеченную в духовке индейку. С хрустящей румяной корочкой. В чесночно-сливочном соусе. С жирком. С солью. Ему это вредно и неполезно. Это во-первых.

А во-вторых, собака не должна клянчить еду со стола. У собаки своя еда. В миске. Консервы с вареной морковкой и гречкой. Ну мало ли что невкусно. Зато полезно, без жира и соли. И гораздо дешевле, чем наша индейка.

Пуделек тяжело вдыхает, встает, отряхивается, звякая медалькой на ошейнике, и идет к своей миске. Брезгливо копается в застывшей бурой массе длинным породистым носом. Выбирает несколько кусочков консервированного мяса, вытаскивает их из миски на пол. Снова вздыхает.

— Кокос. Мы не вытаскиваем еду из миски, — говорю я. Потом подхожу, подбираю кусочки и кладу их обратно в миску. Тщательно смешиваю с кашей. Кашу тоже нужно есть.

Пуделек не возражает, когда я лезу рукой в его миску. Он так воспитан с раннего детства — кинологи рекомендуют специально копаться в еде щенка, пока он еще маленький, чтобы потом ему не пришло в голову рычать, когда вы приближаетесь к его миске.

Он должен понимать, что его миска с едой — это не его собственность. По сути, это ваша миска и ваша еда. Которой вы любезно его угостили.

И вот, значит, читаю я в фейсбуке обсуждение запрета на ввоз иностранной жратвы.

— О, пармезан, о, чеддер, прошутто, о, невкусный корм на прилавках! — тоскуют либералы.

— Подумаешь, — говорят патриоты. — Зато мы не клянчим. Мы вместо этого потуже затянем свои пояса и будем стройными и здоровыми, наше сельское хозяйство, между прочим, очень полезное, со скорпионами не скрещенное! А клянчить не надо. Хотите клянчить — уезжайте на передержку в свой Израиль. У нас тут клянчить не принято.

— Но ведь у нас же нет никакого сельского хозяйства! — отзываются либералы. — Нас ждут абсолютно пустые миски! В наших мисках не будет мяса! И пармезана! И чеддера! И прошутто!

— Да что ж это вы все клянчите и клянчите?! — возмущаются патриоты. — Все о еде да о еде? Вам что, жратва из «Азбуки вкуса» дороже духовных ценностей? Дороже наших русских братьев? Ну вы даете! А мы-то думали, у вас осталась хоть капля совести… Но нет. Для вас главное — еда!

Помнится, на заре моей писательской карьеры, когда у меня еще не было литературного агента и я сама напомнила издателю, что давно уже пора заплатить мне аванс, он очень оскорбился и ответил мне в письме: «Я думал, что писатель думает о творчестве… А Вы, оказывается, думаете о деньгах». Впрочем, это уже другая аналогия. Оставим, чтобы не путаться. Вернемся к пудельку.

Пуделек, он тварь бессловесная. Он ответить властям и патриотам не может. Но поскольку я знаю своего пуделька очень хорошо, давайте я, что ли, выскажусь от его имени.

«Нет, — сказал бы наш пуделек патриотам, — еда не главное. Дело вообще не в том, что именно лежит в вашей миске (хотя лучше бы там была индейка, а не консервы с вареной морковкой). Дело в том, что хозяин копается в вашей миске рукой, а вы ему позволяете. А еще вас водят на поводке. И стригут. И таскают на выставки. И ваше место — на коврике. Я не знаю, какой вы породы и почему вы все это терпите и даже, кажется, любите. Лично я малый пудель. У меня длинный породистый нос, и я сижу под столом».

Автор — журналист, писатель, автор книг «Переходный возраст», «Убежище 3/9» и «Резкое похолодание».

Новости и материалы
В России закрепят понятие «студенческая семья»
Поездка в троллейбусе закончилась для пенсионерки из Петербурга реанимацией
Экс-вице-губернатора Петербурга приговорили к 13 годам колонии
Принятая за простуду болезнь британца спровоцирована плотоядной бактерией
В МИД РФ отреагировали на вето США на резолюцию о прекращении огня в Газе
На Урале россиянин истязал и бросал на пол двухлетнюю дочь сожительницы
В ФНС пообещали оценить прозрачность системы выплат за мигрантов
Ультраправый израильский министр призвал присоединить Западный берег Иордана
Глюкоза заявила, что оставила «большой шрам на сердце» дочери
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Все новости