Решение о временном изъятии пенсионных накоплений граждан за 2014 год было принято прошлой осенью. Средства направили на текущие нужды Пенсионного фонда. А в июне решили эти средства будущим пенсионерам и вовсе не возвращать – нашлись более актуальные проблемы: помощь Крыму и финансирование госпрограмм. Оговаривалось, что в 2015 году накопительную часть пенсий оставят в покое. Однако бюджет вновь не сходится.
Заморозка пенсий-2014 позволила покрыть дефицит пенсионного фонда на 243 млрд руб., в 2015 году сумма накопительных взносов может превысить 300 млрд. Это деньги 22 с лишним миллионов экономически активных граждан, которых государство убедило в устойчивом развитии институтов и выгоде российских инвестиций. Сейчас они оказались перед фактом отсутствия самих инвестиций и с не очевидными перспективами роста будущих накоплений.
В популярном некогда документе под названием «Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года» сегодня чужды слуху половина слов: «стратегия», «развитие» и «2020 год». Учебники по экономике, прогнозирование и долгосрочное планирование остались уделом экспертов, а правительство окончательно перешло в режим принятия сиюминутных политических решений.
Если еще два года назад экономический рост, долгосрочные социальные обязательства и повышение благосостояния граждан были предметом обсуждения и выливались в споры о стратегиях и тактиках – строительство Олимпиады или новые крейсеры, снижение ставок по ипотеке или снижение инфляции, – то сегодня дискуссия идет совсем в другом русле. И приоритеты у нее другие: защита имиджево-значимых проектов, защита от санкций и максимальная консервация.
Чиновники Минфина подсчитали даже ущерб для экономики от продления пенсионного моратория: экономика «недосчитается» около 700 млрд руб., которые негосударственные фонды могли бы инвестировать в российские ценные бумаги, а это приведет к падению роста ВВП на один процентный пункт.
Но это, видимо, совсем не решающий аргумент для руководства: чтобы найти деньги, можно урезать расходы, а можно изымать будущие доходы – политически легче принять второе, объясняют чиновники.
С их точки зрения, изъятия будущих пенсионных денег почти никто не заметит. Те, кто несколько лет назад поверил, что может управлять своими пенсионными накоплениями, последствия сегодняшних решений, возможно, увидят лет через 20–25, когда им впервые насчитают пенсию. И, как следует из опросов социологов, даже половина из них пока думает, что готова пожертвовать пенсией на условный Крым.
Остальные — на 20 лет вперед тоже не заглядывают. А что там будет спустя десятилетие, нынешний истеблишмент, увы, не сообщает.
Зато то, что происходит сегодня, волнует сильно: именно сейчас необходимо повысить зарплаты чиновникам, выполнить майские указы и построить мост через Керченский пролив. И пока страна продолжает радоваться возвращению Крыма, можно поднять вопрос и о повышении налогов, как сделал во вторник Дмитрий Медведев.
Регионам, жалующимся, что денег на «майские указы нет», дадут возможность ввести налог с продаж, и политическую ответственность за повышение налогов в глазах избирателей будут нести губернаторы, а не федеральное правительство.
И то, что власти приходится идти на такие крайние и болезненные меры, чтобы закрыть бюджетные дыры, показывает: мечтать о сильной экономике и долгосрочных социальных обязательствах будущим пенсионерам не приходится.