Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Газовые братья

Поспешно сближаясь с Китаем, Москва рискует потерять других партнеров в регионе

Великий китайский газовый договор подписан. Подписан, на первый взгляд, на выгодных для России условиях в $350 за тысячу кубометров. Однако скорость, с которой наша страна осуществляет бросок на Восток, вызывает опасения.

В среду был подписан масштабный контракт между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC. На протяжении 30 лет российский монополист будет поставлять в КНР до 38 млрд кубометров газа в год. Переговоры по этой сделке велись 10 лет, и даже накануне не было ясно, будет ли контракт одобрен всеми заинтересованными сторонами.

Подписание контракта воспринимается как окончательное завершение «поворота России на Восток». И на фоне ополчившихся на Москву из-за украинских событий стран Запада выглядит как вынужденное.

На самом деле выход нашей страны в АТР, превращение ее в державу, имеющую прочные позиции в Восточной Азии, — долгосрочная стратегическая линия Владимира Путина.

Так, согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», принятой правительством еще в конце 2009 года, доля европейского направления в экспорте топливно-энергетических ресурсов должна «неуклонно сокращаться за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона)». К 2030 году удельный вес восточного направления в экспорте нефти и нефтепродуктов должен возрасти до 22—25%, а в экспорте газа — до 19—20%.

В подписанном Путиным 7 мая 2012 года «Указе о мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» азиатско-тихоокеанское направление стоит на третьем месте, сразу после отношений со странами СНГ и связей с Европейским союзом. При этом в процессе реализации курс предполагает наращивание «участия в региональных интеграционных процессах».

Собственно, проведение в 2012 году саммита АТЭС во Владивостоке и должно было послужить одним из шагов в этом направлении.

Китай – это другая Вселенная для России. Нельзя исключать, что понимания между Россией и Китаем будем намного меньше, чем между Россией и Европой. Но ничего удивительного в самой переориентации России на Восток нет. По мере того как сюда смещается центр экономического развития, сюда же из Евроатлантики перемещается политический центр, а с ним и вопросы войны и мира. И это понимают все глобальные акторы.

В 2012 году о стратегическом развороте внешней политики США в сторону Восточной Азии со страниц журнала Foreign Policy объявила тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон. Даже сами азиатские игроки переориентируют свою международную линию на Азиатско-Тихоокеанский регион. Достаточно вспомнить об активно реализуемой Индией Look East Policy.

Последние действия Соединенных Штатов и Европейского союза лишь ускорили объективный процесс. Если бы «украинская политика» Запада была иной, поворот России на Восток все равно состоялся бы, просто занял более долгое время.

Однако именно эта скорость, с которой осуществляется поворот, вызывает опасения.

Попав под удар с Запада, Россия вынуждена совершать поворот стремительно, а значит, негармонично. Поиск равнозначного европейскому рынка, а также политической поддержки толкает Россию не вообще в АТР, а именно на сближение с Китаем. И это несет угрозы.

Рассуждения о том, что наша страна станет сырьевым придатком КНР, кажутся как минимум странными. Ту же роль отводил ей и Запад (хотя, наверное, кому-то кажется эстетичнее быть сырьевым придатком Запада, а не Китая).

Здесь Москва ничего не теряет. Но, становясь союзником Пекина, мы утрачиваем значительные позиции в самой Азии. Известно, что у Китая весьма натянутые отношения со своими соседями. Все острее становятся противоречия с Японией, странами Юго-Восточной Азии, нельзя назвать идиллическими отношения с Индией.

Раньше все эти государства воспринимали Москву как некий контрбалансир разворачивающемуся в АТР противостоянию между Пекином и Вашингтоном. Именно с этим были связаны крупные контракты на поставку вооружений, например, во Вьетнам или Индию.

Государства, так или иначе втянутые в конфликт, стремились привлечь Россию в регион: в 2010 году наша страна официально присоединилась к механизму Восточноазиатского саммита, тогда как пятью годами ранее ей в этом отказали. Стало гораздо более благоприятным и отношение к российскому бизнесу.

Теперь же, когда региональные государства начнут воспринимать Москву как однозначного союзника Пекина, а не независимого игрока, все отношения со странами Восточной Азии, которые российская дипломатия выстраивала многие годы, окажутся под вопросом.

Новости и материалы
Маск призвал США сократить расходы, чтобы спастись от банкротства
Россиянам запретили пользоваться ранее работавшим в IOS 18.2 ChatGPT
Оппозиция в Молдавии опротестует результаты выборов
Стал известен клуб, в который должен был перейти Дзюба вместо «Акрона»
В Узбекистане осудили мужчину за участие в СВО
В сети не узнали повзрослевшую дочь Ольги Шелест: «Невероятная»
Девятимесячная девочка получила ожоги из-за упавшего чайника с кипятком
Россиянам объяснили, какой двигатель самый надежный
Стало известно, какие продукты чаще всего заказывают в Москве и Петербурге
В России попросили ограничить распродажи на маркетплейсах
В подполье заявили об иностранцах среди украинских военкомов
«Остается любовь к Богу»: Гарик Burito назвал секрет счастливого брака
Uniper выплатила Германии компенсации в рамках претензий к «Газпрому»
Маск рассказал о последствиях победы Харрис на выборах в США для всего мира
Отбор газа из европейских подземных хранилищ существенно превысил закачку
Одна из крупнейших нефтяных компаний мира начала резко терять прибыль
Правительство РФ не поддержало получение российского гражданства за границей
Егор Крид обратился к хейтерам
Все новости