Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Союз святых пап

Борис Фаликов о том, как маневрировать между либералами и консерваторами

Папа Франциск принял неожиданное решение — вместе с твердым консерватором Иоанном Павлом II объявить святым и Иоанна XXIII, «доброго папу». Таким образом понтифик предложил католикам с разными взглядами оригинальную теологию милосердия.

Одновременное причисление к лику святых Иоанна XXIII и Иоанна Павла II вызвало сенсацию по всему миру. Такого в долгой истории католической церкви еще не бывало.

Журналисты, захлебываясь, перечисляли коронованных особ и глав государств, собравшихся на торжество, подсчитывали число паломников, затопивших площадь Святого Петра и прилегающие к ней улицы, до последнего гадали – примет ли участие в канонизации предшественник нынешнего папы Франциска Бенедикт, который совсем слаб здоровьем (принял!) и т.д и т.п.

У нас об этом писали гораздо меньше, украинские события занимали умы россиян, было не до пап. Разве что визит премьера Яценюка в Ватикан привлек мимолетное внимание, да и тот так спешил в Киев, что на торжества не остался.

Однако и сейчас не поздно разобраться, что произошло в Риме. Тем более что смысл произошедшего имеет не только большое значение для католиков, но касается и Русской православной церкви.

Не стоит забывать, что поначалу в Ватикане собрались канонизировать одного Иоанна Павла II. За 27 лет своего понтификата этот харизматичный и вездесущий папа, поляк по происхождению, завоевал сердца не только католиков, но и верующих других конфессий и даже религий. Недаром на его похоронах то и дело раздавались восклицания santo subito, то есть «святой сразу».

Поэтому его многолетний соратник Йозеф Ратцингер, занявший папский престол под именем Бенедикта XVI, и счел возможным не ждать положенных пяти лет и быстро начал процесс беатификации (причисления к лику блаженных), первой ступени на пути к святости.

И когда другое условие – доказательство совершения двух чудес, излечения костариканки Флорибет Моры Диас и француженки Мари Симон-Пьер, обратившихся к покойному папе с молитвами, — оказалось исполненным, преград больше не осталось.

Но тут папа Франциск, сменивший ушедшего на покой Бенедикта, принял неожиданное решение: вместе с Иоанном Павлом II объявить святым и Иоанна XXIII.

Этот папа также был весьма почитаем и любим, кроме того, в 1962 году он созвал Второй ватиканский собор, положив начало грандиозным переменам в католической церкви. К лику блаженных он был причислен еще в 2000 году, но за ним числилось лишь одно чудо – излечение смертельно больной итальянки Катерины Капитани. Однако Франциск решил, что это не помеха, ведь не ждали же пять лет с беатификацией Иоанна Павла II. Пути святости не всегда подчиняются формальным требованиям.

Что же подвигло Франциска к этому решению? Дело в том, что Иоанн Павел, при всех своих неординарных поступках и экуменической открытости (он первым из пап переступил порог синагоги, покаялся за преступления инквизиции и признал вину католиков в массовом убийстве французских протестантов), оставался твердым консерватором, особенно в сфере морали.

Поддержка запрета на контрацептивы и эвтаназию, осуждение абортов при любых обстоятельствах и прочие строгости превратили его в икону для ревнителей «истинной веры».

Но не могли не вызвать отторжение у либеральных католиков, не говоря об обществе в целом, которое с недоумением смотрело на эти «пережитки старины».

Иоанн XXIII, напротив, имеет отличную репутацию как раз среди либералов. Созванный им собор привел к мощному обновлению церковной жизни, папа провозглашал идеалы мира и призывал к социальной справедливости. Конечно, он был вполне консервативен в сфере морали, но запомнился не этим, а открытостью к переменам и удивительной отзывчивостью.

Недаром этот выходец из итальянских крестьян получил прозвище «добрый папа».

Канонизация понтификов, ставших символами двух церковных лагерей, таким образом, удовлетворяет оба и не нарушает сложившийся статус-кво.

Однако замысел Франциска, на мой взгляд, гораздо тоньше и не ограничивается удачным дипломатическим маневром.

Начать с того, что день для двойной канонизации был выбран не случайно. В первое воскресенье после Пасхи католическая церковь отмечает праздник милосердия божьего. Оно в равной мере вдохновляло двух новых святых (Иоанн Павел и ввел его прославление в общецерковный оборот), вдохновляет и папу Франциска. Возможно, он надеется, что почитание божественного милосердия поможет найти общий язык и столь разным адептам Иоанна и Иоанна Павла?

Тем, кто превыше всего ставит святость жизни и противится покушению на нее (аборты и эвтаназия), и тем, для кого главной является идея социальной справедливости. В конце концов, что такое милость к обездоленным, как не уважение святости жизни, которая подвергается унижениям, порожденным социальным неравенством и нищетой?

Таким образом папа Франциск предложил католикам с разными взглядами оригинальную теологию милосердия, которая может подтолкнуть их к осознанию глубинного единства и способствовать внутрицерковному диалогу.

Но разве эти проблемы актуальны для Русской православной церкви? Да, в ней тоже есть свои либералы и консерваторы.

Вот только голос первых почти не слышен, тогда как вторые на виду. Именно они и определяют повестку дня, рассуждая о моральных ценностях и борьбе с теми, кто посягает на незыблемые устои. Защита обездоленных, забота о социальной справедливости, противодействие государственным злоупотреблениям если и присутствуют, то на уровне риторики, а не в церковной практике.

Зато пышным цветом расцветает диковинное богословие богатства, согласно которому роскошь не мешает спасать заблудших князьям церкви, а, напротив, помогает, поскольку увеличивает их престиж и авторитет.

Папа Франциск напоминает своей пастве о том, что защита святости жизни и отстаивание прав обездоленных восходят к единому корню божественного милосердия.

И консерваторам с либералами стоит не понапрасну ломать копья в «культурных войнах», а заниматься тем, к чему у них больше лежит душа. Его послание может послужить уроком и для РПЦ, в которой оборона традиционных ценностей подменяет защиту социальной справедливости, а богословие богатства — теологию милосердия.

Правда, возникают большие сомнения, что он будет услышан.

Новости и материалы
В ВСУ предсказали потерю контроля над подконтрольными Киеву частями ДНР
В МИД России обвинили НАТО в накачивании Азии запрещенным оружием
Украине предрекли «смертельные морозы» этой зимой
ВСУ заминировали дамбы и мосты на границе с Белоруссией
Россиянам назвали посуду, которая меняет вкус пищи
Ливанский политик обвинил западные страны в искажении фактов о конфликте на Украине
Экс-сотрудник СБУ раскрыл, когда Украина стала считать Россию главным противником
В США заявили об ограниченных возможностях помощи Украине
Матвиенко напомнила о необходимости прививать детям традиционные ценности
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Все новости