После развала Союза институт спорта в нашей стране был практически уничтожен. В последние годы мы немного выправляем ситуацию, но делаем это скорее за счет героизма тренеров и спортсменов еще старой школы. Чтобы вернуться на прежние позиции, нужны не годы, а десятилетия. Строительство стадионов, бассейнов и других спортсооружений, на что сейчас постоянно напирает Виталий Мутко, необходимо, но проблему в минимальные сроки не решит. Спорт — это механизм, в котором винтиков гораздо больше, чем это кажется непосвященным.
В Ванкувере в 2010 году в общекомандном зачете, считающемся главным критерием оценки успеха выступления на Играх, сборная России заняла 11-е место, завоевав три золотые, пять серебряных и семь бронзовых медалей. Понятно, что за четырехлетний цикл у нас не могла в одночасье вырасти новая поросль олимпийских чемпионов. На воспитание боеспособного спортсмена нужно потратить не только деньги, но и долгие годы. В реальности для того, чтобы довести способного ребенка до олимпийской медали (даже не золотой), нужно пройти дистанцию, сравнимую с несколькими кругосветным экспедициями.
Старые чемпионы, успевшие застать еще советскую школу, уходят, и на их место очереди нет.
Если взять нынешнюю сочинскую команду, то талантливой молодежи у нас раз-два и обчелся. Да, есть в фигурном катании Аделина Сотникова и Юлия Липницкая, вот практически и все. Наша главная надежда на медали — саночник Демченко (42 года), бобслеисты Зубков (39) и Воевода (33), биатлонистка Зайцева (35), хоккеисты Дацюк (35) и Марков (35), конькобежец Скобрев (30). Есть еще конькобежец Юсков (24), биатлонистка Вилухина (25). Но 25 — это уже возраст, когда спортсмен обязан давать результат.
Получается, для большинства наших атлетов сочинские Игры станут последними. Понятно, что ребята в Сочи прыгнут выше головы, чтобы дать тот самый результат, за который болельщик простит чиновникам потраченные (читай, «распиленные») миллионы. Все мы — журналисты, специалисты, тренеры, спортсмены, болельщики — верим и надеемся на то, что побед будет много, но вместе с тем надо быть готовым к тому, что даже наша хоккейная дружина может не выиграть золото, хотя традиционно за победу в «шайбе» может проститься все и всем.
Внутри каждого российского болельщика живет демон, который требует, чтобы Овечкин обязательно забросил канадцам в олимпийском финале, до которого еще как-то надо добраться, чтобы Зайцева выиграла спринт, Зубков привел четверку или двойку к победе в бобслее, а Шипулин на финише мужской эстафеты невероятным спуртом обогнал Фуркада и Свендсена.
Спортивные руководители ставят перед федерациями задачи, просят запланировать количество медалей. Но, простите, как можно планировать победу в спорте? Спортсмены, живущие от Игр до Игр, кладут свое здоровье ради одного мига, а мы (и чиновники, и болельщики) в своей маниакальной жажде побед готовы буквально уничтожить их после поражений и уж как минимум вылить традиционный ушат помоев. Но Олимпиада — это тоже жизнь, только спортивная, здесь нельзя всегда выигрывать, если, конечно, ты не Бьорн Дели или Оле Эйнар Бьорндален — это таланты от бога. Таких единицы.
В последнее время издеваться над Играми в Сочи стало повседневным занятием, но давайте хотя бы сейчас, когда до их открытия осталось всего ничего, поддержим наших спортсменов и вспомним человека, с которого в конце ХIХ века все началось, — Пьера де Кубертена, возродившего Игры в их современном понимании. В философии Кубертена Олимпиада должна была стать большим праздником для спортсменов и болельщиков, а не ареной для амбиций политиков и бизнесменов.